Главная     Архив новостей     Лента RSS     Справка     Админ
Почему у революции красный цвет?
Прочитано 10474 раз(а), написано 02.01.2012 в 16:29

Обычно ответом на этот вопрос служат строки из одной песни: «Революции знамя цвета крови моей…» Но данный ответ мало что объясняет, поскольку цвет крови одинаков и у революционеров, и у контрреволюционеров, и у нейтральных обывателей. Поэтому, скорее всего, причины революционности именно красного цвета лежат гораздо глубже, чем может показаться поверхностному наблюдателю.

Становление красного цвета как символа революционности уходит корнями к древним белым кочевникам – скотоводам жившим в степях Евразии и именовавших себя «росен», то есть»белые». В период завоевания «росенами» других территорий Евразии (II-I тысячелетия до н. э.) у них происходило бурное разложение первобытнообщинного строя и становление общественной иерархии.

В это время арийское общество имело следующую структуру: верхнее сословие — жрецы, имели белый цвет как символ чистоты, благородства, мудрости; ниже шло сословие воинов, их символом был красный цвет (цвет проливаемой крови, как врагов, так и собственной); последним шло сословие пастухов, а в дальнейшем земледельцев, их символом были синий и желтый цвета — цвета земли. Само понятие «социальная группа» в арийском обществе обозначалось словом «цвет», по-индийски «Варна», по-древнеирански «пиштра».

Во главе государств, создаваемых племенами росенов на завоеванных землях, стояли цари. Царь, как ранее вожди, по росенской традиции считался принадлежащим к касте воинов. Однако он занимал особое положение в обществе, считаясь избранником богов, посредником между небом и землей, сыном неба и земли, от которого зависит благоденствие всего народа. Поэтому он считался воплощением всех трех основных слоев общества. Эта его «троесущность» постоянно подчеркивалась одеждой и различными ритуалами. Царь носил красную одежду (цвет воинов) с белой и синей каймой, ездил на белом коне, а в день коронации ел похлебку простых пастухов.

Данное положение царя — постоянный образ в древних иранских легендах, выглядевший так: мать царя — царевна (это дает ему право на престол), он сам сын или воспитанник пастуха, что является демонстрацией его связи с народом. (Е.Е. Кузьмина «В стране Кавата и Афрасиаба» — М.: «Наука», 1977 — с. 93-96.).

Кроме положительных цветов – красного, белого и синего — существовал и отрицательный цвет — черный (символ страданий и бедствий, всемирного зла).

Вся, эта социальная роль данных цветов получила дальнейшее воплощение в ходе развития политической борьбы во все усиливающихся государствах. Если какая-то общественная группа выступала не против власти как таковой, а против тягот с ее стороны, то она использовала флаг черного цвета. Позднее эта цветовая символика нашла свое воплощение у европейских пиратов ХVI-ХVIII вв. и у анархистов во второй половине ХIХ — начале ХХ вв., означая, что люди, выступающие под данным цветом, властью недовольны, подчиняться ей не хотят, но на ее свержение не претендуют.

Если же какой-то вождь или старейшина поднимал мятеж с целью свержения царя, то он надевал одежду царского красного цвета, садился на белого коня и вел свое войско или отряд под красным знаменем. И всем становилось ясно, что данная вооруженная группа настроена серьезно, и в переговоры вступать не намерена. Царь, увидев не принадлежащую ему вооруженную группу, идущую под принадлежащим ему цветом, тоже все начинал понимать однозначно. И если был прост, то тут же, рассвирепев от столь наглого посягательства на свои Богом данные прерогативы, кидался вместе с личной охраной или дружиной в бой, вынося вопрос о власти на острие клинка. Если царь был умным и, оценив обстановку, приходил к выводу, что силы мятежников достаточно велики и исход предстоящей схватки не очевиден, то он приглашал на помощь жрецов (белый цвет), чтобы они уговорили мятежников прекратить заниматься своими гнусными посягательствами на власть посланца Богов и убраться по добру — по здорову в свои родные кочевья.

Жрец (жрецы) в белых одеждах, таким образом, становился между противоборствующими сторонами и призывал их не начинать битву. Затем жрец (жрецы) в зависимости от своих отношений с царем либо принимал его сторону и уговаривал бунтующих отступить, либо уговаривал царя, что для его и общественной пользы, не доводя дело до битвы, надо ему отказаться от власти.

Результаты этих уговоров могли быть разными и не всегда приводили к мирному исходу. Но, тем не менее, подобная практика была достаточно частой и привела к тому, что белый цвет стал цветом парламентеров и посредников.

Так сложившееся около трех тысяч лет назад в арийских обществах историческое значение различных цветов получило свое воплощение в настоящее время. Таким образом, сочетание красного и синего цветов на государственных флагах РСФСР и УССР, существовавших до конца 1991 года, явилось воплощением традиционных преданий  древних белых народов о единении власти и народа — того, что некоторые позже в России стали называть «народной монархией».

Константин  Колонтаев

 

Данная статья была написана 14 марта 1999 года. Впервые опубликована в московской газете «Дуэль» — 1999 — № 18 – с. 1.