Главная     Архив новостей     Лента RSS     Справка     Админ
Создатель российского кинематографа и Севастополь
Прочитано 7195 раз(а), написано 19.05.2010 в 21:16

Константин  Колонтаев  «Создатель российского кинематографа и Севастополь»

Конец ХIХ начало ХХ века исследователи называют «Серебряным веком» русской культуры.

Одним из стремительно и бурно развивающимся в то время её направлением стало возникновение и последующее быстрое развитие российского кинематографа, практически сразу вышедшего на тогдашний мировой (европейский) уровень.

Среди отцов-основателей русского кино выделяется фигура бывшего железнодорожного инженера Василия  Михайловича  Гончарова (1861-1915 годы жизни), ставшего первым в тогдашней России киносценаристом, режиссером и продюсером.

Познакомившись с французскими фильмами и системой их проката в России, организованной французскими кинокомпаниями и отдельными предпринимателями, он пришел к выводу, что отечественный творческий потенциал и высокий уровень мастерства актеров российских театров позволяет быстро наладить производство собственных художественных фильмов.

В результате его усилий 15 октября 1908 года на студии Дранкова по его сценарию и под его руководством были завершены съемки первого российского художественного фильма «Понизовая вольница». Этот фильм был снят по мотивам песни о Степане Разине «Из-за острова на стрежень…».

Кстати, среди прочего, съемки этого фильма заложили и такое заметное отличие сначала российского, а затем и советского кинематографа от западного, как практическое отсутствие профессиональных киноактеров, и использование вместо них профессионалов театральной сцены.

После этого успешного дебюта Гончаров за последние семь лет своей жизни в 1909-1915 годах самостоятельно или в соавторстве написал сценарии и организовал съемки тридцати трех художественных фильмов.

Среди них вершиной его творчества стала первая в России и в мире батальная художественная кинокартина «Оборона Севастополя».

Идея этого фильма возникла у него в конце 1910 года. Спустя несколько месяцев, хорошо все обдумав и подготовив сценарий, он обратился с этой идеей к руководителю крупнейшей в тогдашней России кинокомпании «Торговый дом Ханжонкова и компания».

После этого, добившись личного приема у императора Николая II получил у него «высочайшее соизволение» на постановку первой не только в России, но и в тогдашнем мире крупномасштабной военно — исторической художественно — документальной кинокартины на тему Крымской войны и Первой обороны Севастополя 1854-1855 годов.

«Монаршее соизволение» дало возможность, начав в мае 1911 года съемки этого фильма в Севастополе, получить всестороннюю помощь от командования Черноморского флота и размещенной в городе пехотной бригады (Брестский и Белостокский полки), находившейся тогда в Севастополе. Это позволило без ограничений получать солдатскую массовку для съемок крупномасштабных батальных сцен.

Спустя год в 1912 году этот фильм, получивший название «Оборона Севастополя», был впервые продемонстрирован в Ливадийском дворце императорской семье. После этой премьеры начался его триумфальный прокат в городах Российской империи. Потом он попал в Европу.

К настоящему времени – это единственный дореволюционный фильм, который более менее регулярно демонстрируется перед сравнительно значительной кинозрительской аудиторией.

Данная статья была написана 4 октября 2008 года. Была опубликована сначала  в газете «Литературная газета + Курьер культуры: Крым – Севастополь» — 2008 — № 19 – с. 1, затем в московской газете «Дуэль» — 2008 — № 51 – с. 7.