Главная     Архив новостей     Лента RSS     Справка     Админ
«Красная Балтика» против «Владычицы морей»
Прочитано 7490 раз(а), написано 21.04.2010 в 13:06

Константин  Колонтаев  «Красная Балтика» против «Владычицы морей»

Осенью 1918 года обстановка в тогдашнем мире была крайне напряженной, поскольку продолжались сражения как Первой Мировой войны в Европе и Гражданской войны в России.

К этому моменту даже не искушенным в политике людям было ясно, что, несмотря на продолжающееся упорное сопротивление, Германия явно проигрывала войну.

Тем более это было ясно политическому и военному руководству Антанты (англо — франко — американского блока). Оценивая сложившуюся обстановку, руководство Антанты считало, что сразу после поражения Германии необходимо будет усилить вмешательство в Гражданскую войну в России, с тем, чтобы определить исход в пользу интересов европейского и американского финансового капитала.

И хотя Антанта уже с весны 1918 года начала военную интервенцию против РСФСР на Севере и Дальнем Востоке, но их чрезмерная удаленность от стратегических центров России делала вмешательство в российские дела через эти районы недостаточно эффективным.

Более перспективным для военной интервенции представлялись черноморское и балтийское направления, через которые коротким и прямым путем можно было выйти к важным центрам России.

Одним из таких центров был Кронштадско — Петроградский регион — единственная уцелевшая к тому времени военно — морская база и крупный индустриальный центр Советской России.

Однако в 1918 году доступ на Черное море и Балтику Антанте преграждала Германия и ее союзник Турция. Поражение сначала союзников, а затем и самой Германии в октябре-ноябре 1918  в Первой Мировой войне, открыло дорогу флотам Антанты в Черное и Балтийское моря.

Спустя две недели после капитуляции Германии, в конце ноября 1918 , английские и французские корабли вошли в Черное и Балтийское моря.

Согласно заранее достигнутой договоренности, на Черном море действовала объединенная эскадра Антанты, включавшая французские, английские, американские, итальянские и греческие корабли. На Балтике действовала только английская эскадра.

Английские силы на Балтике включали: 1 авианосец, 12 легких крейсеров, 1 монитор с 15-дюймовыми орудиями, 26 эсминцев, 4 канонерские лодки, 7 минных заградителей, 23 тральщика, 10 торпедных катеров, 12 подводных лодок, 35 вспомогательных судов. С воздуха эскадру поддерживало 100 боевых самолетов. Базами английской эскадры на Балтике были Гельсингфорс (Хельсинки) в Финляндии и Ревель (Таллинн) в Эстонии.

С учетом того, что в силу сложившейся политической обстановки Англия вела боевые действия против РСФСР без официального объявления войны, а также из-за распространенных в этот период времени в английском флоте послевоенных демобилизационных настроений английская эскадра на Балтике укомплектовывалась исключительно добровольцами, проходившими тщательный отбор по профессиональным и политико — моральным качествам. Все корабли эскадры были новейших конструкций и недавней на тот момент постройки 1915 -1917 годов.

Противостоявший английской эскадре Балтийский флот РСФСР к январю 1918  был весьма внушительной силой, имея в своем составе 4 линкора (дредноута), 3 броненосца, 4 тяжелых и 3 легких крейсера, 62 эсминца и миноносца, 5 канонерских лодок, 23 минных заградителя, 89 тральщиков, 26 подводных лодок и около 200 вспомогательных судов. Воздушные силы флота составляли 50 самолетов.

Однако, послереволюционная разруха привела к тому, что спустя год после Октябрьской революции, в ноябре 1918 года, когда для борьбы с англичанами из боеспособных кораблей был создан «Действующий отряд Балтийского флота» (ДОТ), в его составе оказались следующие силы: 1 линкор, 1 броненосец, 1 легкий крейсер, 12 эсминцев, 2 минных заградителя, 8 тральщиков, 6 сторожевых кораблей, 4 подводные лодки, 25 самолетов.

Своеобразным началом боевых действий между английским и советским флотами на Балтике можно считать 5 декабря 1918 года, когда на минном поле близ Ревеля (Таллинна) подорвался и затонул английский крейсер «Кассандра».

Однако, этот первый успех красного Балтийского флота, был через три недели омрачен серьезной неудачей, когда 26 декабря 1918, при проведении разведывательного рейда близ Ревеля советские эсминцы «Автроил» и «Спартак», из — за некомпетентности, тогдашнего командующего отрядом этих кораблей — «пламенного революционера» и разумеется, уже тогда матерого троцкиста Ф. Ф. Раскольникова (в 1917 году только ставшего мичманом (младшим лейтенантом) военного времени), во время боя с англичанами, вблизи Ревеля были посажены на мель и вместе с экипажами захвачены противником.

Сам Раскольников, после того как была установлена его личность и уточнен его статус в политической иерархии РСФСР, был взят в заложники и позже обменен на группу английских офицеров, остальные члены экипажей этих кораблей из числа членов РКП(б) и комиссары, были расстреляны.

Боевые действия на этом прекратились в связи с установлением ледового покрова и возобновились только в конце апреля 1919, когда лед полностью растаял, и английская эскадра под командованием адмирала Коуэна вошла в Балтийское море.

Интенсивные морские бои начались 15 мая 1919, когда английские корабли попытались начать высадку десантов в Лужской губе и Копорском заливе. 16 мая 1919, в этом районе подорвался на минах и получил тяжелые повреждения английский крейсер «Кюрасао», который после этого был отбуксирован в Англию на ремонт. Подрыв крейсера «Кюросао» заставил английские корабли отойти в море и прекратить дальнейшую высадку десантов.

Через два дня, 18 мая 1919, в Копорском заливе произошел бой между английским отрядом кораблей в составе крейсера «Клеопатра», эсминцев «Скаут», «Уолкер» и «Шекспир» и советским эсминцем «Гавриил» (командир В.В. Севастьянов, кадровый офицер царского флота), который прикрывал действия четырёх тральщика. Бой с превосходящими силами противника длился около часа и «Гавриил» нанеся тяжелые повреждения одному английскому эсминцу, обеспечил отход тральщиков без потерь и сам после этого боя, несмотря на несколько сот выпущенных по нему снарядов кораблями противника, потерь в людях и повреждений не имел.

Спустя две недели, 31 мая 1919, эсминец «Азард», успешно провёл сражение с восьмью английскими эсминцами, подведя их затем под огонь линкора «Петропавловск», после чего они поспешно вышли из боя.

В период с конца мая и до начала июля 1919  командование ДОТ БФ активизировало действия своих кораблей. 4 июня 1919, в Копорском заливе эсминцы «Гавриил» и «Азард» вступили в бой с 4 английскими эсминцами и 3 подводными лодками. Во время артиллерийского боя с английскими кораблями советские эсминцы несколько раз подвергались торпедным атакам подводных лодок противника, но каждый раз, умело маневрируя, уклонялись от выпущенных торпед, не прекращая боя.

Во время этого боя в ходе очередной торпедной атаки одну из английских подводных лодок из — за небольшой глубины выбросило на поверхность, и она сразу же попала под огонь орудий «Азарда», и, получив попадание снаряда в рубку и во время срочного погружения, уклоняясь от огня советского эсминца, попала на минное поле, установленное не за долго перед этим, самими же англичанами, и подорвавшись на нём, затонула вместе со всем экипажем.

Позднее, в 1926 году, когда эта английская подводная лодка, была обнаружена на дне, и затем когда в 1928 году, была поднята и помещена в док, выяснилось, что это подводная лодка L-55, постройки 1917 года. В 1930 году ее отремонтировали, и 10 лет она находилась в составе Балтийского флота.

Спустя несколько дней эсминцы «Азард» и «Гавриил» совершили набег на якорную стоянку английских эсминцев близ острова Стирсудден, нанеся значительные повреждения нескольким из них. Еще через несколько дней вражеские потери опять увеличились, когда 16 июня 1919, при проведении боевого траления подорвались и затонули 2 английских тральщика. Но на войне потери не бывают односторонними. 18 июня 1919, группа английских торпедных катеров потопила на якорной стоянке крейсер «Олег». После этого наступило двухмесячное затишье в боевых действиях в Финском заливе.

Подводя итоги майско — июньских боев 1919 года, на суше и море под Петроградом, Сталин в одной из телеграмм Ленину отмечал, что морские офицеры показали себя большими патриотами и менее падкими на английское золото, чем их армейские коллеги.

В период затишья английское командование искало возможность покончить с основными силами ДОТ одним ударом. Для этого решили использовать новое в то время для Балтики оружие — торпедные катера, тем более что у них уже был удачный дебют — потопление крейсера «Олег».

Планом предполагалось, что в одну из ночей отряду из 7 торпедных катеров удастся проникнуть на Большой Кронштадтский рейд и уничтожить 14 торпедами все более-менее крупные корабли действующего отряда. Для отвлечения внимания кронштадцев предусматривался налет авиации во время атаки торпедных катеров.

В ночь с 17 на 18 августа 1919, атака торпедных катеров состоялась согласно плану. Но из 14 выпущенных торпед в цель попало только две. В результате была потоплена база подводных лодок «Память Азова» (в 1882 — 1907 годах — крейсер) и получил пробоину броненосец «Андрей Первозванны».

После атаки, уходящие с Кроншатадского рейда английские торпедные катера попали под огонь орудий эсминца «Гавриил» и через несколько минут три катера были потоплены, а три других потеряли ход и были затоплены их экипажами, которые на единственном уцелевшем катере добрались до Гельсингфорса.

Поблизости от Кронштадта подняли из воды и взяли в плен нескольких английских моряков, в том числе и командира отряда торпедных катеров лейтенанта Непира. Как тут же выяснилось, это был внук адмирала Непира, командующего английской эскадрой в Балтийском море, которая в 1854 году пыталась прорваться к Кронштадту, но отступила из-за мощного огня Кронштадских фортов и тогдашней русской новинки — морских якорных мин.

Словно в ответ на эту английскую акцию, 31 августа 1919, подводная лодка «Пантера» потопила английский эсминец «Виттория». Оценить значение этой победы, можно только зная тот факт, что за все три года участия балтийского флота в Первой Мировой войне, в 1914 – 1918 годах, его подводные лодки не потопили ни одного корабля или транспортного судна немецкого флота.

Спустя четыре дня после гибели английского эсминца «Виттория», 4 сентября 1919, подорвался на минах и надолго вышел из строя еще один английский эсминец «Верулэм».

Но военное счастье, как всегда, переменчиво, и 21 октября 1919, при выходе на постановку минного заграждения в Копорском заливе, попали на минное поле и затонули три советских эсминца, в том числе и прославленный «Гавриил».

Последнее боевое столкновение между балтийцами и англичанами произошло 31 октября 1919, когда вооруженный двумя 381 — миллиметровыми орудиями английский монитор «Эребус» начал артиллерийскую дуэль с фортами «Серая Лошадь» и «Красная Горка».

Огонь английского монитора корректировал самолет, огонь фортов — аэростат. Меткий огонь фортов заставил монитор вскоре прекратить огонь и уйти в море. Английский самолет — корректировщик был сбит огнем ручного пулемета воздухоплавателя В. Т. Конокоткина, когда пытался атаковать его аэростат.

Так завершилось первое, и пока последнее в истории крупномасштабное столкновение русского и английского флотов.

Подводя цифровые итоги этого события, можно отметить примерно равные потери противоборствующих сторон. У англичан: 1 крейсер, 2 эсминца, 5 тральщиков, 6 торпедных катеров, 1 подводная лодка. У Балтийского флота: 1 крейсер, 5 эсминцев, 1 плавбаза, 2 тральщика и 1 военный транспорт «Велтурнис».

Учитывая отмеченные в самом начале статьи элитные показатели английской эскадры в людях и технике, а также превосходство в количестве кораблей, в то время как Балтфлот после революционной лихорадки уступал противнику по всем этим показателям, можно смело заявить, что кампания 1918-1919 годов, украсила русскую военно-морскую историю победой над одним из исторически признанных сильнейших флотов мира.

Данная работа была написана 5 октября 1993 года. Впервые была опубликована в севастопольской газете «Флаг Родины» 11 ноября 1994 года. В дальнейшем публиковалась  московской газете «Дуэль» — 1999 — № 5 – с. 6 и вновь во «Флаге Родины» 28 сентября 1999 года.