Главная     Архив новостей     Лента RSS     Справка     Админ
«Народы Моря» и этническая составляющая ряда археологических культур эпохи бронзы и раннего железа на территории нынешней Украины и Крыма
Прочитано 3902 раз(а), написано 27.06.2019 в 16:53

Константин  Колонтаев  «Народы Моря» и этническая составляющая ряда археологических культур эпохи бронзы и раннего железа на территории нынешней Украины и Крыма

Содержание:

Введение: «Народы Моря», их этническая идентификация и их проблемы соответствия различным археологическим культурам на территории нынешней Украины и Крыма

 

Часть 1.  Этническая идентификация «Народов Моря»

Часть 2. Понятие «археологических культур» и проблемы их этнической идентификации в современной археологии

 

Часть 3. Сравнительно – хронологическая таблица существования и смены друг друга на территории Украины и Крыма археологических культур крупнейших «народов моря» перед их последующим уходом на юг в бассейн Средиземного моря

 

Глава I.  Росены и ямная археологическая культура – цивилизация первоначальных белых кочевников — скотоводов

Глава II.  Ахейцы и катакомбная археологическая культура

 

Глава III. Племена лувийцев, которые впоследствии стали хеттами и связанная с ними археологическая культура многоваликовой керамики

Глава IV.  Дорийцы и их связь со срубной археологической культурой

Глава V. Эолийцы и Ионийцы и Сабатиновская археологическая культура

Глава VI. Венеты и белозерская археологическая культура

Заключение «Об основных причинах и историко – цивизационном значении регулярных миграций племён ставших  основой «народов моря» с территории нынешней Украины и Крыма в бассейн Средиземного моря»

 

 

 

Введение: «Народы Моря», их этническая идентификация и их проблемы соответствия различным археологическим культурам на территории нынешней Украины и Крыма

 

Часть 1.  Этническая идентификация «Народов Моря»

Название «Народы Моря» имеет древнеегипетского происхождение. Именно, так древние египтяне называли в период XIV — XII веков до нашей эры, ранее неизвестные им народы, вторгшиеся с севера в бассейн Средиземного моря..

Впервые сделал перевод древнеегипетского египетского термина «народы моря» и ввёл его в научный оборот в 1881 году французский египтолог Гастон Масперо.

Обычно в состав «народов моря», все открытые к настоящему времени египетские тексты включают следующие племена:

Экуэш») — обычно отождествляется с хеттским Аххийава, гомеровским Ἀχαιϝοί, позднее — Ἀχαιοί, то есть ахейцы.

Денйен — отождествляются с хеттским Дануна, греческим Δαναοί, то есть данайцами. Данайцами именовались протогреческие племена ахейцев, дорийцев, эолийцев и ионийцев.

Дардан — обычно ассоциируются с гомеровскими Δαρδάνιοι, то есть дарданами — одним из троянских племён или соседей Трои, то есть одним из хеттских племён.

Мешуэш — отождествляют c ассирийским призношением «Мушки» или греческим Μόσχοι, библейским Мешех, которые вероятно фригийцы;

Пелесет или Фелесет — отождествляется с библейским Плиштим, что в греческом языке превратилось в Φυλιστιιμ, а в русском переводе — в филистимляне, также возможно, что имя тождественно пеласгам греческих источников. Филистимляне в качестве части ахейских племён, в процессе своего вторжения в Восточное Средиземноморье поселились на побережье в Ханаане, а также в Сирии (царство Палистин). Отсюда и произошло наименование территории Палестина.

Лука — отождествляется с хеттским Лукка и греческим Λύκιοι, то есть с ликийцами.

Шекелеш — отождествляется с греческим Σικελοί, то есть с сикулами, которые вместе с элимцами прибыли на Сицилию около XIII век до н. э. О «троянском» происхождении указанных народов пишут Фукидид и Вергилий. Таким образом сикулы одно из хеттских племён.

Шердана или шардан – вероятно «сарды», из которых некоторое время даже формировали личную гвардию египетских фараонов. Они отождествляются с народом, который в XIV — XIII веках до н. э. прибыл на Сардинию

Текер, зекер или чьекер — отождествляется с греческим наименованием Τεύκροι, ставшим одним из синонимов троянцев. Племя прибыло к горе Кармель и поселилось в городе Дер (были вскоре ассимилированы филистимлянами), а другая часть обосновалась на Кипре.

Тереш — отождествляется с греческим Τυρσηνοί, то есть тирренами, впоследствии так называли этрусков, по другой версии, соотносится с хеттским Таруйса – Троя.

Уэшеш – возможно жители Ясоса.

Дану — данайцы (протогреческие племена ахейцев, дорийцев, эолийцев и ионийцев) упомянуты в надписи Аменхотепа III из Ком – эль — Гетана, равно как и их города: Микены, Фивы, Мессена, Навплион, Кифера, Элея, Амиклы.

На стеле фараона Мернептаха в связи с первым нашествием на Египет «народов моря» ок. 1208 году до н. э. (на пятом году правления фараона) египтяне отразили набег народов моря во главе с ливийским вождём Мраиуйа.

На пятом году правления фараона Рамсеса III (около 1181 года до н. э.) ливийцы под предводительством царя Термера восстали и вместе с рядом племён народов моря вторглись в Египет с северо — запада. Эта ливийская коалиция была полностью разгромлена египтянами.

На восьмом году правления Рамсеса III (около 1178 года до н. э.) «народы моря» со стороны Палестины совершили второе крупное вторжение в дельту Нила. Судя по тому, что вместе с воинами шли их семьи, это была попытка переселения.

В тексте храма в Мединет — Абу упоминается большой перечень стран, не устоявших под ударами «народов моря»: «Ни одна страна не выстояла против их рук, Хета, Кеди, Кархемиш, Ирчу, Ирса. Они опустошили эти (местности) и разбили стан в одном месте в земле Амор, люди которой пленены и которой как не бывало».

В ходе ряда ожесточённых сухопутных и морских сражений египтянам удалось разгромить противников. После этого (видимо, с согласия фараона) народы PLST и TKJR поселились на землях на территории нынешнего сектора Газы.

Таким образом, египетские источники сообщают о разгроме, который «народы моря» учинили в период 1200 — 1180 годах до н. э. в Арцаве (Лидия), Хеттском царстве, Угарите и Аласии (Кипре).

На одиннадцатом году правления Рамсеса III (около 1175 года до н. э.) ливийцы вместе с некоторыми племенами народов моря осадили пограничную египетскую крепость Хачо. Возле этой крепости состоялось сражение с подошедшим войском фараона, в котором ливийцы и их союзники из числа народов моря были разбиты, а их вожди попали к египтянам в плен.

 

Далее, разбитые фараоном Рамсесом III, «народы моря» разделились на несколько групп племен, которые заселили ряд территорий средиземноморского побережья.

Нашествие «народов моря» повлекло за собой разрушение множества городов в Восточном Средиземноморье и ослабление Египетского Нового царства, которое, впрочем, при Рамсесе III сумело рассеять вторгнувшиеся народы.

 

Часть 2. Понятие «археологических культур» и проблемы их этнической идентификации в современной археологии

 

Понятие «археологическая культура» ввёл в конце 20 -х годов 20 – го века австралийский филолог и археолог Вир Гордон Чайлд, который писал:  «Мы находим, что определённые типы материальных памятников — сосудов, орудий, украшений, похоронных обрядов и форм домов — постоянно воспроизводятся. Такой комплекс связанных между собой черт мы назовём «культурной группой» или только «культурой». Мы предполагаем, что такой комплекс — материальное выражение того, что сегодня мы назвали бы «народом»».

В современной и прежде всего отечественной археологии понятие «археологическая культура – это, совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе, и имеют общие черты.

Термин «археологическая культура» является как бы «измерительной единицей» археологической науки, без конкретного изучения культур нет и археологии как научной дисциплины

Обычно археологическую культуру называют по какому — либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений. Например, культура воронковидных кубков. Или по обряду погребения, например, катакомбная или срубная культура и так далее. Так же название той или иной археологической культуры может даваться по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры, например: днепро — донецкая археологическая культура.

В связи с выработкой в мировой и отечественной историографии понятия «археологическая культура», необходимо отметить один коренной недостаток данного понятия, как в отечественной, так и в зарубежной историографии, который заключается в отсутствии попыток этнически идентифицировать ту или иную археологическую культуру.

В связи с этим, цель этой моей работы в области этнической истории заключается в том, чтобы путём сравнительно – хронологического сопоставления и последующего анализа произвести этническую идентификацию ряда археологических культур находящихся на территории Украины и Крыма, с теми или иными этническими группами, составлявшими основной племенной массив так называемых «народов моря».

В связи с этим я подготовил и соответствующую сравнительно – хронологическую таблицу, которая даёт полное представление о смене в хронологическом порядке на примерно одной и той же территории степной Украины и Крыма, различных археологических культур белых земледельцев и скотоводов, в связи с их регулярным массовым уходом  на юг, в бассейн Средиземного моря.

Часть 3. Сравнительно – хронологическая таблица существования и смены друг друга на территории Украины и Крыма археологических культур крупнейших «народов моря» перед их последующим уходом на юг в бассейн Средиземного моря

 

1) Ямная археологическая культура — археологическая этнокультурная общность белых кочевников – скотоводов, именовавших себя «росены» то есть «белые» и жившие в эпоху позднего медного века — раннего бронзового века (3600 — 2300 годов до нашей эры), сначала на территории от Волги до Иртыша, а затем в районе 3000 года до нашей эры начавшая вторжение – переселение в Восточную Европу, от Волги до низовьев Дуная.

 

2) Ахейцы — произошли от племён так называемой катакомбной археологической культуры. Катакомбная археологическая культура —  этнокультурное объединение эпохи средней бронзы (XXV — XX века до н. э.или 2500 – 2000 годы до н. э.), распространённая в степной и лесостепной полосе от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная.

3) Лувийцы (хетты) – произошли от племен археологической культуры многоваликовой керамики. Идентифицируются с культура многоваликовой керамики или бабинская культура, являющаяся археологической культурой эпохи средней бронзы XXII — XVIII веков до нашей эры (2200 – 1800 годы до н. э.). Культура многоваликовой керамики получила своё название от глиняной посуды, украшенной большим количеством налепных валиков. Орнамент посуды богатый, разнообразный, нередко изысканный.

Представители культуры многоваликовой керамики обитали в Поднепровье и на Правобережье Днепра, а так же частично населяли территорию современной Тернопольской области. Восточной границей распространения данной культуры была Волга. Племена данной культуры занимались выпасным скотоводством.

4) Дорийцы –  происходят от племён срубной археологической культуры этнокультурное объединение эпохи поздней бронзы (XVIII — XII века до нашей эры(1800 – 1200 годы до н. э.). По другим оценкам — XVII — XII века до н. э. или 1700 – 1200 годы до н. э. Жили в степной и лесостепной полосе Восточной Европы между Днепром и Южным Уралом, с отдельными археологическими памятниками в Западной Сибири и на Северном Кавказе.

5) Эолийцы и Ионийцы принадлежали к Сабатиновской археологической культуре расположенной в Северном Причерноморье. Своё название получила по названию села Сабатиновка, Ульяновского района Кировоградской области Украины, расположенного в окрестностях поселка Саврань, где были обнаружены поселения эпохи поздней бронзы, датируемые XVIII – XII веками до н. э. или 1800 – 1200 годы до н. э. По другим оценкам период существования этой культуры  XVI — XII века. до н. э. (1600 — 1200 годы до н. э.). Племена Сабатиновской археологической культуры проживали в степях от устья Дуная до Приазовья и Крыма.

6) Венеты —  группа племён, белозёрской археологической культуры (XII – XI века до н. э. или 1200 – 1100 годы до нашей эры), распространённая в степной полосе Украины и Молдавии, отдельные памятники представлены на Нижнем Дону, Надкубанье и Крыму. Венеды появились в Италии в XI — X веках до н. э. или в 1100 – 1000 годах до н. э. (археологическая культура Эсте) и проживали на северное побережье Адриатического моря, к северо — востоку от реки По. Позднее по имени венетов эта область получила название Венетия (откуда город Венеция и современная область Венеция).

 

Глава I.  Росены и ямная археологическая культура – цивилизация первоначальных белых кочевников — скотоводов

 

Ямная археологическая культура — археологическая этнокультурная общность белых кочевников – скотоводов, именовавших себя «росены» то есть «белые» и жившие в эпоху позднего медного века — раннего бронзового века (3600 — 2300 годов до нашей эры), сначала на территории от Волги до Иртыша, а затем в районе 3000 года до нашей эры начавшая вторжение – переселение в Восточную Европу, от Волги до низовьев Дуная.

Антропологическая реконструкция внешнего облика мужчины росена по черепу из одного из захоронений ямной культуры

После завершения этой экспансии, эта цивилизация племён ямной культуры занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере.

Ямники создавали колесные повозки (телеги). Самые ранние находки в Восточной Европе остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях ямной культуры, например, «Сторожевая могила» на территории Днепропетровска, могильник у села Ясски в Одесской области, Шумаевский могильник в Оренбургской области и в ряде других.

Древнейшим вариантом древнеямной общности является Волго — Уральская. На её формировании сказалось влияние Восточного Прикаспия, где еще с мезолита наблюдались сходные формы кремневой индустрии, а в свое время появилась остродонная или круглодонная керамика.

Видимо, там же был центр одомашнивания животных, в первую очередь овцы. Волго -Уральское междуречье было той территорией, где начался процесс обособления скотоводческих племен, который затем охватил всю древнеямную территорию с востока на запад и от Приазовья до Самарской Луки.

Древнеямные племена хоронили умерших в могильных ямах, от которых и произошло название всей общности. Над ямами возводились курганы. Курганный обряд резко отличается от погребальных обычаев раннеземледельческих племен, нередко производивших захоронения на территории поселения или даже под полом жилища. Сложное культовое сооружение, каким является курган, на данном этапе говорит о иных идеологических представлениях, вероятно, вызванных социально-экономической базой.

Под курганами в могильных ямах покойники лежат скорченно, они часто окрашены, а инвентарь при них обычно очень беден. Его составляют кремневые стрелы, скребки, ножи, костяные гарпуны, крючки, шилья, бусы, булавки. Меди мало, из нее сделаны обычно ножи и шилья. Сосуды круглодонны или остродонны в отличие от плоскодонных сосудов земледельцев. Орнамент гребенчатый или шнуровой, наносившийся палочкой, на которую была намотана веревочка.

Ранний древнеямный этап может быть охарактеризован по среднему слою поселения Михайловка в Нижнем Поднепровье. В это время древнеямные поселки малы и располагаются по рекам на высоких мысах, отрезанных от равнины оврагом. Конструкция жилищ изучена слабо. Инвентарь поселений в основном каменный и костяной. Из меди сделаны только четыре шила. Кости животных свидетельствуют о скотоводстве. Кроме типичных древнеямных сосудов попадаются плоскодонные, а также трипольские. Погребений этого этапа мало. Дата  2 400 — 2 200 годы до н. э.

Поздний этап (конец III — начало II тысячелетия до н. э.) характеризуется большими поселками, иногда укрепленными. Верхний слой Михайловки занимает значительную для того времени площадь в 1,5 гектара, то есть площадь поселка увеличился в десять раз. Оборонительные сооружения состояли из каменных стен высотой до 3 метров и рвов. Внутри этой ограды стояли глинобитные дома на каменном цоколе. Известны также полуземлянки. Найдено 26 предметов из меди: шилья, ножи, долота, тесло.

Местная металлургия подтверждается находками металлургических молотов и, что особенно важно, сопел, говорящих о существовавших на поселении плавильных горнах. Преобладают кости домашнего скота. Примерно одинаково часто встречаются кости коровы и овцы, реже кости лошади. В кургане Сторожевая Могила под Днепропетровском найдены остатки повозки, что свидетельствует об использовании тягловых животных. На поселениях важны находки мотыг, зернотерок, вкладышей серпов: земледелие существовало, но занимало второстепенное место.

Переход от скотоводства к земледелию привел к резкому улучшению условий жизни и к быстрому росту человеческих коллективов, что, в свою очередь, повлияло на продвижение древнеямных племен до нижнего течения Дуная и Северо-Восточной Болгарии. Погребения с окрашенными костяками встречаются даже в Венгрии.

Дальнейшее развитие древнеямных племен привело к их взаимодействию с новой, так называемой катакомбной культурно — исторической общностью, которая, однако, не полностью вытеснила ямные племена.

Поселения на территории ямной культурно-исторической общности встречаются редко. На востоке, в древнейшем ареале ямных племен, известны только временные, сезонные стоянки. Их культурный слой беден и в подавляющем большинстве случаев перемешан.

Единичные стационарные поселки со следами длительного обитания известны преимущественно в Поднепровье. Здесь, в зоне завоевания ямными племенами прежнего раннеземледельческим населением, ямники оседали на землю и переходили к смешанным земледельческо — скотоводческим формам хозяйства. Наибольшую известность из таких постоянных поселений ямников получило Михайловское поселение на Нижнем Днепре. В поселении открыто три слоя: первый слой связан с доямным временем, второй — с раннеямным, третий — с позднеямным.

Наиболее интересны находки и архитектурные сооружения позднего слоя. Поселок в этот период имел сложные оборонительные сооружения. Они состояли из каменных стен высотой до трех метров и рвов. Внутри ограды размещались жилища двух типов: полуземлянки овальной формы и наземные глинобитные прямоугольные постройки на каменном цоколе.

В культурном слое Михайловского поселения многочисленные найдены кремневые изделия (скребки, ножи, наконечники стрел), а так же и множество медных орудий труда (шилья, ножи, долота, тесло).

Наряду с костными остатками домашнего скота в Михайловском поселении выявлены мотыги, вкладыши серпов. Земледелие здесь, безусловно, существовало, хотя и играло второстепенную роль.

О кочевом характере первоначального ямного населения говорят погребения с деревянными повозками. Особенно много открыто их в степях Украины (Аккермень, Сторожевая Могила), хотя известны они и на территории нынешней Калмыкии.

Повозки ямников были двух типах:

1) повозка с кузовом в виде ящика на двух или четырех колесах;

2) повозка с фургонным перекрытием.

Повозка второго типа, как и у новотитаровского населения, могла служить подвижным жилищем. В повозки, как правило, запрягались быки. В последнее десятилетие в курганах Украины были открыты костяные предметы, некоторыми исследователями считающиеся псалиями. Тем самым признается существование у ямного населения запряженных лошадей, которые могли использоваться для верховой езды.

В керамике древнеямной культуры присутствуют как плоскодонные, так и круглодонные формы, причем область преимущественного распространения плоскодонной керамики — к западу от Днепра, а область преимущественного распространения круглодонной посуды — к востоку от Днепра. Этот признак позволяет разделить ареал древнеямной культуры на две зоны — восточную и западную. Также отмечено, что плоскодонная керамика встречается в памятниках восточной зоны, более поздних хронологически; круглодонные сосуды в западной зоне — тоже относительно поздний хронологический признак. Ориентировка, по традиционному мнению, является характеристикой древнейших памятников древнеямной культуры.

В результате кризиса кочевого земледелия часть росенов (ямников) отправилась в поисках нового места жизни с побережья Северного Причероморья и Приазовья, а так же Крыма в бассейн Середиземного моря и нашла пристанище в центральной  части Аппенинского полуострова, где смешавшись местными протоиберскими племенами, положила начало народности этрусков.

В процессе сложения этрусской народности её представители утратили свой прежний язык индоевропейской группы, но сохранили своё прежнее наименование ямных племён «росены». Самоназванием этрусков являлись слова «Rasenna» и «Rasna»

 

 

Глава II.  Ахейцы и катакомбная археологическая культура

 

Ахейцы — произошли от племён так называемой катакомбной археологической культуры.

Катакомбная археологическая культура —  этнокультурное объединение эпохи средней бронзы (XXV — XX века до н. э.), распространённая в степной и лесостепной полосе от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная. Была изначально выделена как археологическая культура в 1901-1903 годах В. А. Городцовым. Позднее другими исследователями были выделены локальные варианты, которые были выделены в самостоятельные археологические культуры.

Катакомбная археологическая культура представлена памятниками раннекатакомбной (XXV — XXIII века до н. э.), донецкой (XXIII — XX века до н. э.), харьковско — воронежской или среднедонской (XXV — XX века до н. э.) и ингульской катакомбных культур (XXV — XX века до н. э.).

Понятие «раннекатакомбного времени» и «раннекатакомбной культуры» широко используются исследователями, хотя и не имеет чётко сформулированного статуса. В раннекатакомбное время в среде ямных племён распространяется обряд погребения в катакомбах, но эти изменения не сопровождаются сменой населения. На это указывают антропологические материалы и характер материальной культуры, которая всё ещё насыщена ямными чертами. Отмечается определённое сосуществование позднеямной и раннекатакомбной культур, с последующим доминированием последней.

Тип хозяйства носителей катакомбной культурно-исторической общности определялся экологическими условиями степной и лесостепной зон. Так, в степи укоренилось пастушеское или отгонное скотоводство кочевого типа, которое было основано на разведении крупного и мелкого рогатого скота. В лесостепи распространяется модель пастушеского или стойлового скотоводства с преобладанием в стаде крупного рогатого скота и свиней. Найденные зернотерки свидетельствуют о употреблении каши и хлеба.

Как и на Крите, в Греции сначала жило негреческое население. На рубеже 22 – 21 веков до н. э. (2200 – 2100 года до н. э.), с севера сюда вторгаются греки – ахейцы. Во главе ахейского общества стояли вожди («ванака»). Основу войска составляли боевые колесницы.

Первые раннеклассовые государства ахейцев (Микены, Тиринф, Пилос, Афины и др.) образовались в первой половине II тыс. до н. э. в эпоху бронзового века. Позднее на Пелопоннесе ахейцами было образовано государство Аргос и около 1500 года до нашей эры, был завоёван остров Крит, что положило начало Микенской цивилизации, где сохранились многие элементы местной минойской цивилизации: письменность (линейное письмо Б), фрески, вазопись. Ахейцы установили тесные контакты с Хеттским государством.

В XIII веке до н. э. ахейские мореходы достигали островов Сицилия и Мальта (там найдена микенская керамика), а также высаживали десант в Африке для нападения на Египет (1226 год до н. э.). Ахейцы участвовали в Троянской войне (около 1200 года до н. э.).

В XII веке до н. э. ахейцы, были вытеснены со своих земель в Арголиде дорийцами в ходе завоеваний последними микенских городов и переселились на север Пелопоннеса (область получила название Ахайя), выселив оттуда ионийцев, в Малую Азию, на Кипр и другие острова.

 

 

Глава III. Племена лувийцев, которые впоследствии стали хеттами и связанная с ними археологическая культура многоваликовой керамики

Лувийцы (хетты) – произошли от племен археологической культуры многоваликовой керамики. Культура многоваликовой керамики или бабинская культура — археологическая культура эпохи средней бронзы XXII — XVIII веков до нашей эры (2200 – 1800 годы до н.э.). Культура получила своё название от глиняной посуды, украшенной большим количеством налепных валиков. Орнамент посуды богатый, разнообразный, нередко изысканный.

Носители этой культуры – лувийцы являвшиеся предками более поздних малоазиатских  хеттов, обитали в Поднепровье и на Правобережье Днепра, частично населяли территорию современной Тернопольщины. Восточной границей распространения данной культуры была Волга. Племена данной культуры занимались земледелием и выпасным скотоводством.

В Тернопольской области, обнаружен лишь один памятник данной культуры — могильник около села Остапье Подволочисского района, которое в 1929 году исследовал Я. Брик. Здесь было раскопано четыре кургана, обнаружена посуда, кремневые орудия труда, костяные и бронзовые украшения. Дно, стены и перекрытия погребений выложены камнем. Скелеты в захоронениях скорченные, ориентированные на восток.

Культура многоваликовой керамики или бабинская культура сменилась срубной культурой, когда её носители ушли на Балканы, приняв участие в разорении минойской культуры. Широкое распространение имели колесницы.

До прихода лувийцев в Малую Азию (через с Балканы или со стороны Кавказа), населявшие её племена, населявшие в глубокой древности плоскогорье Малой Азии, принято называть «хаты». Хатты и близкие к ним по языку палайцы были родственны другим древнейшим племенам Передней Азии, в лице хурритов (харрийцев), живших в в Анатолии, Сирии и в северо — западной Месопотамии, субарейцев, населявших северную часть Месопотамии, и урартов, обитавших в древности на территории Армении. Так же эти племена родственны яфетическим племенам Кавказа и поэтому могут быть отнесены к древнейшей группе яфетических народов.

На табличках, образцах письменности того времени, народ Анатолии, существовавший до пришествия хеттов, именуется хаттами. На протяжении около двух тысяч лет об Анатолии говорили как о «Стране хаттов». Хатты в очень ранний период истории, к середине третьего тысячелетия до н. э., завершили создание политической системы, образовав несколько государств.

Хатты жили прежде всего в Каппадокии, внутренней части дуги реки Кызылырмак и Юго-Восточной Анатолии. Их язык, был родственен языку хурритов. Так же язык хаттов был родственным языком для урартов. Многие исследователи считают язык хаттов одним из предков современных кавказских языков абхазо — адыгской и нахско — дагестанской языковых групп

В результате ассимиляции лувийцами, хаттских племён, возникла Хеттская Держава — крупнейшее государство Древнего Востока (XVIII — XII века до н. э. или 1800  -. 1180 годы до н. э.), которое сложилось в центре Малой Азии (Анатолия).

Целый ряд слов в хеттском языке даёт близкие аналогии к словам греческого, латинского, древнеиндийского и древнеславянского языков. Таковы например хеттские местоимения quis, quit, которые аналогичны латинским quis, quid (кто, что),

Лувийский язык — древний индоевропейский язык, принадлежащий к анатолийской ветви. Был распространён в XV — X веках до н. э. в южной части Хеттского царства, использовался также в административной сфере. В дальнейшем, после исчезновения Хеттского царства разделился на ликийский, и сидетский языки.

Письменность, была заимствована у хаттов в виде идеограмм и слоговых знаков, так называемые лувийские иероглифы. В дальнейшем некоторые хеттские надписи были выполнены клинописью, близкой к аккадской.

Лувийский язык дешифровал в начале XX века чешский учёный Бедржих Грозный, доказавший его принадлежность к индоевропейским языкам.

В 1990-е годы получило распространение мнение о том, что именно на лувийском языке говорили жители древней Трои. При раскопках города была обнаружена официальная канцелярская печать с лувийскими письменами.

Конец Хеттскому государству положили племена дорийцев, вторгшиеся в 1200 году до н. э. на Балканы, а затем и в Малую Азию. Один из наиболее известных эпизодов дорийского вторжения осада и взятие хетсского города Троя.

 

Глава IV.  Дорийцы и их происхождение от срубной археологической культуры

 

Дорийцы –  происходят от племён срубная археологической культуры этнокультурное объединение эпохи поздней бронзы (XVIII — XII века до нашей эры или 1800 – 1200 годы до н. э. По другим оценкам — XVII — XII века до н. э. или 1700 – 1200 годы до н. э.

Племена этой культуры проживали в степной и лесостепной полосе Восточной Европы между Днепром и Уралом, с отдельными памятниками в Западной Сибири и на Северном Кавказе.

Срубная археологическая культура была изначально выделена как отдельная археологическая культура в 1901 — 1903 годах российским археологом В. А. Городцовым.

Срубная культура представлена памятниками покровской (XVIII — XV века до нашей эры) и бережновско — маёвской (XVII — XII века до нашей эры) срубных подкультур, представляющими собой поселения, некрополи, мастерские, рудники, клады и единичные находки. Жилища — землянки, полуземлянки и наземные здания.

Некрополи срубной культуры представлены курганными и грунтовыми могильниками. Обряд срубных погребений предусматривал захоронение умершего в ямах или деревянных срубах в согнутом положении, на левом боку, кисти рук перед лицом. Известны также и случаи кремации.

Погребальный инвентарь представлен острорёберными и баночными сосудами, реже — изделиями из металла. Изменение климатических условий, истощение природных ресурсов и перенаселение привели к резкому сокращению численности населения и культурной трансформации племён срубной общности.

На рубеже 13 — 12 веков до н. э. (по другим данным 12 – 11 веков до н. э.) дорийцы с территории нынешней Украины и Крыма, вторглись на территорию Греции и в Пелопоннес, где находились центры микенской цивилизации. Это событие получило название «Дорийское вторжение» или «Поход Гераклидов».

Что касается детализации сроков вторжения дорийцев с территории нынешней Украины и Крыма на Балканы и в Малую Азию, то в одной из поэм древнегреческого поэта Пиндара, утверждается, что это произошло в 1124 году до нашей эры. (книга «Культурное наследие Древней Греции и Олимпийские игры» — Киев: «Олимпийская литература», 2012. – с. 25.)

Племенные группы дорийцев расселились на Пелопоннесе (обл. Арголида, Лаконика, Мессения, Коринфия и Мегарида на Истме), на южных островах Эгейского моря (Крит, Родос, Фера (Санторини), Мелос и др.), в части Эгейского побережья Малой Азии с близлежащими островами (азиатская Дорида).

В ходе Великой греческой колонизации (8 – 6 века до н. э.) дорийские полисы возникли на восточном побережье Адриатического моря, в Южной Италии, на Сицилии, в зоне проливов и Причерноморье.

Спарта — наиболее известный дорийский полис, долгое время бывший самым сильным в военном отношении греческим государством. В Спарте дольше всего сохранялись простой образ жизни, воинская доблесть и дисциплина граждан, что, как полагали античные авторы, было свойственно именно дорийцам;

Единственной дорийской колонией в Северном Причерноморье был Херсонес Таврический, образованный группой колонистов из города Гераклея Понтийская находившегося на южном побережье Черного моря (территория современной Турции)

Согласно греческой мифологии, родоначальником дорийцев считался Дор, сын Эллина и нимфы Орсеиды. По преданию, жили сначала в европейской Греции, у Олимпа и Оссы, в фессалийской местности Гестиейе и в Дориде у Эты. Земли в Средней Греции (область Дорида) они получили от Геракла.

Около 1100 года до н. э. дорийцы под начальством Гераклидов вторглись в Пелопоннес, многие из областей которого ранее были завоеваны Гераклом

Дорийское вторжение («Поход Гераклидов», «Возвращение Гераклидов») — массовое переселение дорийцев с севера на Пелопоннес в конце бронзового века (XIII — XII вв. до н. э.). С вторжением дорийцев связывают упадок микенской цивилизации и движение народов моря.

 

 

 

 

 

 

Глава V. Эолийцы и Ионийцы и Сабатиновская археологическая культура

 

Вторжение в Малую Азию и Восточно Средиземноморье эолийских и ионийских племён в 12 – 11 веках до нашей эры, удивительно точно совпадает с завершением существования Сабатиновской археологической культуры

Сабатиновская культура — археологическая культура, расположенная в Северном Причерноморье, получила название по названию села Сабатиновка, Ульяновского района Кировоградской области Украины, расположенного в окрестностях поселка Саврань, где были обнаружены поселения эпохи поздней бронзы, датируемые XVIII – XII веками до н. э. или 1800 – 1200 годами до н. э. По другим оценкам, XVI — XII века до н. э. или 1600 – 1200 годы до н. э.

Сабатиновская археологическая культура позднего бронзового века находится в степях от устья Дуная до Приазовья и Крыма. Выделена Н. Н. Погребовой в конце50 — х годов 20 века.

В её поселениях имеются как каменные (в Побужье и Поингулье), так и глинобитные каркасно — столбовые постройки, с ямами — хранилищами.

Основу хозяйства племён Сабатиновской культуры, составляло скотоводство и земледелие.

Захоронения Сабатиновской культуры, в виде курганов и могильных ям со срубом, перекрытым в 1 — 2 наката, или с каменной обкладкой, в том числе с вымостками, закладами, перекрытые плитами. Укладка трупов в основном одиночные головой на восток, скорченные на левом боку, редко – на правом и на спине.

Для сабатиновской культуры характерен высокий уровень металлообработки, в литейных мастерских из оловяннистой бронзы изготавливались предметы вооружения, орудия труда и украшения. При раскопках встречаются единичны железные ножи, что говорит о начале перехода от бронзового века к железному.

 

Глава VI. Венеты и белозерская археологическая культура

Венеты — группа племён, белозёрской археологической культуры (XII – XI века до н. э. или 1200 – 1100 годы до нашей эры, распространённой в степной полосе Украины и Молдавии, отдельные памятники представлены на Нижнем Дону, Надкубанье и Крыму.

Венеды появились в Италии в XI — X веках до н.э. или в 1100 – 1000 годах до н. э. (археологическая культура Эсте) и проживали на северное побережье Адриатического моря, к северо-востоку от реки По. Позднее по имени венетов эта область получила название Венетия (откуда город Венеция и современная область Венеция).

Венеты занимались земледелием и скотоводством. Особенно было развито коневодство. Существовал культ лошади. Главные города венедов в Италии: Атесте (современный Эсте), Патавиум (современная Падуя). Часть венедов откочевала на территорию современной Франции, и в дальнейшем среди кельтских племен Галлии встречалось племя венедов. (В. Модестов, «Венеты», Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия, 1906, № 1-3; Советская историческая энциклопедия — т. 3. -. с. 331 — 334)

В дальнейшем сведения о венедах постоянно продолжают встречаться в древнегреческих источниках, где они выступают под именами «энеты» и «инды». Гесиод в VII веке до н.э. писал об «энетах», добывающих янтарь и торгующих им. Об «индах» упоминают Софокл в V веке до н.э. и Скилан в IV веке до н.э. (А. Л. Погодин, «Из истории славянских передвижений» — СПб, 1901. —  с. 7 – 8.)

Когда в ходе завоевания Италии римляне начали соприкасаться с венедами, то упоминания о них все чаще начинают встречаться в римских источниках. Первое упоминание об «индах» (венедах) в Риме у Корнелия Непота относится к I веке до н. э.

После начала войн римлян с венедами сообщения о венедах все чаще появляются в римских источниках. В начале I века нашей эры – это так называемые «Певтингеровы таблицы», путеводитель по империи и прилегающим к ней варварским территориям. В них местообитанием венедов указывается территория от Карпат до низовьев Дуная.

В написанной позже в том же I в. н.э. Плинием Старшим «Естественной истории» говорится о расселении венедов от Дуная до Балтийского моря.

Согласно книге Тацита «Германия» (II век н. э.), венеды обитали от Карпат до Балтийского моря, и их западной границей была река Висла, отделявшая их от германцев. (В. В. Мавроди, «Происхождение русского народа», Л., 1978. — с. 31 – 32.)

После падения Римской империи упоминания о венедах, а затем и о славянах становятся очень частыми в европейских и византийских источниках. Авторы VI века. н. э. Иордан и Прокопий уже разделяют славян на западных и восточных (антов) и утверждают, что раньше они назывались венеды. О венедском происхождении славян писал в конце VIII – начале IX вв. английский хронист Алкуин. То же отмечал и писавший позднее Адам Бременский. Почти все средневековье словами «венден», «виндин» называли славян немцы (В. В. Мавроди, «Происхождение русского народа» — Л., 1978. — с. 33, Большая Советская Энциклопедия — М., 1971. — т. 4. — с. 495.)

Примерно за 150 — 200 лет до падения Римской империи произошло разделение прежней венедской общности на племенные союзы славян и балтов, хотя затем еще 1000 лет сохранялись промежуточные племена, например, близкое к балтам славянское племя кривичей и близкое к славянам балтское племя ятвягов (судавов).

Появление венедов сначала в Малой Азии и Восточном Средиземноморье, а затем на северо – востоке Италии, очень точно совпадает с завершением существования Белозерской археологической культуры.

Белозерская культура — археологическая культура эпохи финальной бронзы, распространённая в степной полосе Украины и Молдавии, отдельные памятники представлены на Нижнем Дону, Надкубанье и Крыму.

В 80 — х годах XX века, Белозерская культура, была  выделена как самостоятельная археологическая культура исследователями В. В. Отрощенко, И. Т. Черняковым и В. П. Ванчуровым. Памятники представлены поселениями, некрополями, мастерскими, кладами и единичными находками.

Поселения располагаются преимущественно на невысоких надпойменных террасах по берегам рек и лиманов. Наиболее изученные поселения — Белозерское, Каховское, Змиёвское, Бабино — 4, Кировское.

В большинстве случаев жилые и хозяйственные постройки в этих поселениях образуют одну или две линии вдоль края террасы или возвышения. Центральная часть поселений имела менее плотную застройку. Количество жилищ на поселении могло достигать от 10 до 25 единиц.

Жилища были преимущественно прямоугольной формы, представлены наземными постройками с каменной основой, полуземлянками и землянками каркасно — столбовой конструкции с двускатной или односкатной крышей. Постройки с каменными конструкциями наиболее характерны для западного ареала культуры. Большинство жилищ, представлены однокамерными постройками с примыкающим к ним коридором. В жилищах располагались один или два очага открытого типа, которые располагались в центре или в углу помещения. Внутри построек фиксируются и хозяйственные ямы.

Само сложение белозерской культуры происходит около 12 века до н. э., когда исчезают культуры, с которыми связан расцвет бронзового века на континенте, и наступает финальный период эпохи бронзы, который некоторые исследователи рассматривают как переходный к эпохе железа. Именно к этому времени относится движение «народов моря».

Основу хозяйства племён белозеской культуры составляло скотоводство, земледелие и металлообработка. На археологических памятниках белозёрской культуры широко представлены орудия для уборки зерновых и по переработке зерна: серпы и кремневые вкладыши для них, зернотерки, растиральники, песты. Значительная примитивизация земледельческих орудий указывает и на упадок в земледелии.

Относительно скотоводства имеются сведения, которые позволяют говорить лишь о том, что в XII — X веках до н. э. в среде племён белозерской культуры наблюдается экономический кризис, который связан с нарастанием засух.

В результате кризис экономики белозерской археологической культуры способствовал возвращению от оседлого земледелия к кочевому скотоводству. Постепенно увеличивается количество поголовья лошадей в стаде.

Металлообработка является наиболее изученной отраслью хозяйства белозерских племён и характеризуется высоким уровнем развития, хотя и тут по сравнению с предшествующей эпохой наблюдается значительный упадок, вызванный недостатком сырья для производства бронзовых сплавов.

Именно недостаток меди для производства бронзы и стимулировал переход племён белозерской культуры к производству и обработке железа. На археологических памятниках этой культуры широко представлены многочисленные мастерские мастеров — литейщиков и отдельные клады бронзовых и железных изделий.

Орудия труда из металла представлены кельтами, долотами, кинжалами, наконечниками стрел и копий, шилама, ножами, казанами, серпами. Украшения — шпильками, фибулами, браслетами, подвесками и пуговицами.

Белозерские мастера первыми среди племен степной зоны Украины наладили серийный выпуск железных и биметаллических орудий труда стандартизованных форм.

 

Заключение «Об основных причинах и историко – цивизационном значении регулярных миграций племён ставших  основой «народов моря» с территории нынешней Украины и Крыма в бассейн Средиземного моря»

 

Рассматривая вопрос об основных причинах, которые заставляли одно за другим племена белых кочевников – скотоводов пришедших из – за Волги на территорию степей Северного Кавказа, степной части Украины и Крыма и перешедших там к земледелию и оседлому скотоводству, затем спустя несколько веков своей основной массой покидать эту освоенную ими территорию и устремляться на юг в бассейн Центрального и Восточного Средиземноморья, можно отметить в качестве таких основных причин, тесно связанный между собой комплекс демографических, экономических и природно климатических факторов.

Основной причиной являлся демографический фактор, связанный с переходом от кочевого скотоводства к кочевому (огненно – подсечному) земледелию и связанному с этим коренным изменением в питании, когда, вместо прежнего мясо – молочного рациона, происходил переход к гораздо более калорийному питанию растительной пищей на основе продуктов земледелия. Это приводило к многократному увеличению численности населения на достаточно ограниченной территории, то есть к так называемому демографическому кризису.

На связанный с бурным ростом населения демографический кризис накладывался, так же связанный с относительной ограниченностью территории проживания экономический кризис связанный кочевым характером тогдашнего  переложного (подсечно-огневого) земледелия, которое характеризуется постоянным перемещением обрабатываемых земель и сельскохозяйственного населения.

В условиях подсечно – огневого (кочевого) земледелия урожай выращивается на расчищенном посредством сжигания от естественной растительности участке. Когда через несколько лет естественное плодородие почв и урожаи падают, этот участок оставляется, а расчищается и обрабатывается новый. На прежний участок земледельцы могут возвратиться через 20-50 лет, когда плодородие почвы естественным путем восстановится.

Однако на относительно ограниченной площади, тогдашнего проживания белых племён перешедших от кочевого скотоводства к кочевому земледелию, такая система обработки земельных участков для получения урожаев приводит к достаточно быстрому повсеместному падению урожайности вследствии хронического истощения почв, а во многих случаях и началу процессам опустынивания.

Кроме так сказать рукотворного природного кризиса на это так же накладываются и циклические природно – климатические факторы в виде длительного повышения температуры окружающей и связанных с этим учащения засух.

Всё это в комплексе приводило к тому, что из – за становящейся хронической нехватки продовольствия основная часть населения снималось с прежнего места жительства и устремлялась к новому месту жительства, освобождая территорию для прихода новой волны кочевников с востока, которые поглощали оставшееся на этой территории оставшееся меньшинство прежней цивилизации.

Эти регулярные, на протяжении почти двух тысячелетий волны миграций белых земледельческих племён с территории степной части нынешней Украины и Крыма на юг в направлении Балкан, Малой Азии, Восточного и Центрального Средиземноморья имели громадное историко – цивилизационное значение так, как, в конечном счёте, привели к появлению цивилизаций Древней  Греции и Древнего Рима и в последующем к созданию на их основе нынешней постиндустриальной цивилизации Земли.

Данная работа была написана в 15 – 27 июня 2019 года.