Главная     Архив новостей     Лента RSS     Справка     Админ
«Разумный Эгоизм Н. Г. Чернышевского и его воплощение в Сверхчеловеке по фамилии Рахметов»
Прочитано 4003 раз(а), написано 11.07.2020 в 21:40

Константин  Колонтаев  «Теория Разумного Эгоизма Н. Г. Чернышевского и её литератрное воплощение в  Сверхчеловеке по фамилии Рахметов»

 

Содержание:

Введение

 

Глава 1.  Разработка Н. Г. Чернышевским основных положений теории Разумного Эгоизма и её персонализация в образе Идеального Разумного Эгоиста – Сверхчеловека

 

Глава 2. Образ Рахметова – Образ Русского Сверхчеловека – Революционера

 

Глава 3.  Реакция на созданный Н. Г. Чернышевским образ «Разумного Эгоиста – Сверхчеловека» в отечественной и западной литературе

 

Заключение

 

 

Введение.

Разрабатывая свой вариант как теории научного коммунизма, так и теории социалистической революции, как средства его достижения Николай Гаврилович Чернышевский, в отличии от своих европейских современников в лице Маркса и Энгельса, а так же в отличии от своих наследников в лице Ленина и Сталина, уделял большое внимание этическому аспекту, как будущей социалистической революции, так и последующего построения социализма и коммунизма.

Такое большое внимание данному этическому аспекту коммунистической теории Н. Г. Чернышевский, уделял потому, что, по его мнению, именно в нём сконцентрировалась глубинная суть и необходимость будущего построения сначала социализма, а затем и коммунизма. Так сказать, с целью и во имя. Покажи понимание и зрелость.

Это внимание Чернышевского к этической составляющей коммунистической теории, объяснялось так же и тем, что он по своему характеру и взглядам на Жизнь, был,  Критически Мыслящий Деятель и Великий Реалист, со Спокойной Точностью и Ясной Логикой Мысли и Действия. Умный и Острый Человек, с Сильным Умом и Твёрдым Характером, с Ясными Убеждениями, дополненными Всесторонним Развитием и Разнообразными Познаниями, а так же Цельностью Гармонии Мировосприятия, он во всём Стремился к Полной Ясности. Натура Сильная и Свободолюбивая, не скованная никакими традициями, такой вот Стратегический Талант, он, всегда работал, имея Определённую Цель и с Железной Последовательностью во всём, и потому, у него никакой его труд не пропадал даром.

Одним из результатов этого его интеллектуального труда, стала его твёрдая уверенность, в том, что успех будущей социалистической революции и последующее, успешное построение, сначала социализма, а затем и коммунизма, будет в решающей степени определяться тем, что именуется «человеческий фактор». То есть будет определяться особой моралью тех, кто будет сначала делать социалистическую революцию, а затем вести строительство социализма и воспитывать себе на смену строителей коммунизма.

Вот, поэтому, наряду с основными аспектами создания коммунистической теории Чернышевский, будучи не только Тонким Самобытным Наблюдателем, но и Деятелем, стремившимся Создать Мир Заново, в отличии от современных ему Маркса и Энгельса и пришедших ему на смену Ленина и Сталина, столь большое внимание уделял и формированию соответствующей коммунистической морали: морали борца – революционера и морали борца за построение социализма и коммунизма, достигнув в этом столь Объёмного Реализма.

К сожалению, в отличии от «Антропологического материализма» Чернышевского — марксизм — ленинизм, совершенно не учитывал мощных наследственных остатков обезьяньего происхождения в человеческой природе. И этим, очень схож с так проклинаемой им религией в лице, прежде всего христианства для которого Человек – Творение Божье. Хотя биологическая наука, со времен Дарвина, в отличии от христианства считает человека не божественным творением, а, дальним потомком высших млекопитающих животных, в лице тех самых обезьян. И, неужели современный человек, настолько далеко ушёл из царства природы? Неужели, в нём не осталось ничего биологического, а только лишь столь любимое марксизмом — социальное? В реальности биологическое, осталось и причём довольно много. Просто очень многие, в том числе к сожалению и ученые — обществоведы не хотят этого замечать и почему — то наивно полагают, будто остатки биологического в человеческой натуре сами автоматически уйдут, измени только дескать общественно – экономический строй. Ага, аж три раза! При любом строе обезьян в человеческом обществе надо постоянно выпалывать, если конечно обезьяньи лица означенный строй не устраивают, а, не сделав этого, как ни меняй тот строй, один хрен из человеческого общества обезьянник выходит.

Будучи, всегда реалистом, Чернышевский видел, что путь к намеченной цели, даже на первом её этапе: победы социалистической революции, построения нового общества на истинно человеческих началах, из – за несовершенства человеческой натуры, будет необычайно долог и труден. Об этом он неоднократно предупреждал своих последователей, говоря о том, что: «Исторический путь – это не тротуар Невского проспекта».

Поэтому, для того, чтобы пойти по этому пути и повести за собой массы, революционер должен обладать Особой Нравственной Силой — Особым Чувством Внутренней Свободы, совмещаемой с Твёрдыми Моральными Принципами, противостоящими официальной морали и превосходящими её.

В качестве такой моральной силы Чернышевский первым в мире выдвинул Идею Сверхчеловека – Разумного Эгоиста и убедительно её обосновал. По его мнению, она должна была стать новой формой выражения Новой Революционной Морали.

Для Чернышевского понятие «Эгоизм», в широком философском, а не в узком этическом смысле – это восприятие мира через себя. Соответственно Разумный Эгоизм – это Разумное Восприятие Мира через себя.

Кроме того, «Теория Разумного Эгоизма» и её воплощение в виде Сверхчеловека, стала главным результатом создания Чернышевским его «Философии Антропологического Материализма».

В отличии от вульгарного материализма в этическом вопросе, который проявляет марксизм — ленинизм, утверждающий, что стоит измениться материальным обстоятельствам жизни, как соответствующим образом быстро и автоматически изменятся находящиеся в этой жизни люди, Чернышевский считал, что в реальности, такого механического и автоматического изменения человека вслед за изменением окружающей его социально – экономической среды, нет и не будет. И, потому людей для проведения, как социалистической революции, так и для последующего за ней построения нового общества нужно начинать готовить заранее. А для того что бы готовить таких людей, надо сначала разработать эту Новую Революционную Коммунистическую Мораль, затем найти подходящих под её требования людей ещё в старом дореволюционном мире. Такое, вот Глубокое Философское Прозрение.

Если более подробно разобрать данный вопрос, то отличие «Теории Разумного Эгоизма», как выражения «Антропологического материализма» Чернышевского от марксизма заключается в том, что Маркс и Энгельс, вслед за Фейербахом, считали утопией возможность самостоятельного нравственного перерождения и дальнейшего нравственного совершенствования в более – менее заметных масштабах. По их мнению, такое явление может иметь место только в случае коренного социально – экономического преобразования общества и создания соответствующих материальных условий, при которых всякий человек неизбежно станет лучше в моральном отношении. Поэтому Идея Сверхчеловека была совершенно чужда для марксизма. В этом плане очень показательно, вот это высказывание Энгельса: «Революция – неизбежна, но эта революция будет проводиться ради интересов, а не ради принципов, поскольку лишь из интересов могут развиваться принципы». (К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения – т.1 – с. 541.)

В результате этой работы, Глубоких Интеллектуальных Исканий Чернышевского над Новой Моралью Человека – Борца и Человека – Строителя Нового Общества, стало создание им в начале 60 – х годов 19 века теории «Разумного Эгоизма». Своеобразным манифестом теории «Разумного эгоизма» Н. Г. Чернышевского стала седьмая статья его работы «Очерки гоголевского периода русской литературы».

Согласно теории «Разумного Эгоизма» Чернышевского, поведение человека должен определять исключительно его Разум и на его основе Продуманный Расчёт, которые и должны обеспечивать удовлетворение как его собственных, так и общественных потребностей. Полная Победа Разума над силами природы, в том числе и человеческой.

Таким образом Разумный Эгоист есть Человек с Решительным Талантом, который, всегда, Умеет Делать Необходимые Выводы из всего, что происходит с ним или вокруг него и применять эти Выводы к различным обстоятельствам. И, на основе этого, предпринимать Сознательное и Твёрдое Следование Намеченной Цели.

Как говорил о таких людях предшественник и учитель Чернышевского — В. Г. Белинский: «Гениальность – это, прежде всего Сила Воли. Сильная Воля, которая, всё Преодолевает и всё Побеждает».

По мнению Чернышевского, основой действий Нового Человека, опирающегося в своей жизни на теорию «Разумного Эгоизма», то есть «Разумного Эгоиста», должно быть Исключительно Рациональное Понимание, всех нравственных категорий, прежде всего, таких, как добро, зло, польза, вред, счастье, долг. А понять это могут только Творчески Одарённые Люди, из числа тех, кто изнемогает под тяжким бременем добровольно взятой на себя Ответственности, как перед обществом так и перед самим собой.

Одно из главных понятий Разумного Эгоизма по Чернышевскому, заключается в том, что Разумный Эгоизм – это реабилитация земных, реальных жизненных потребностей и интересов Человека для Полноты его Бытия, его готовность, умение и желание их защищать, по принципу: если мы не сделаем, то никто не сделает. Ведь мир всегда двигали вперёд считанные проценты революционно настроенных представителей человечества.

Поддерживая Н. Г. Чернышевского по данному поводу В. И. Ленин, в связи с этим отмечал, что Разумный Эгоизм Чернышевского – это, отнюдь, не буржуазный эгоизм, основанный на крайнем индивидуализме и попрании интересов других личностей, а философский принцип сообразности человеческих поступков с разумом и условиями окружающей среды. (В. И. Ленин Полное собрание сочинений, 5 – е издание – т. 29 – с. 45.)

Глава 1.  Разработка Н. Г. Чернышевским основных положений теории Разумного Эгоизма и её персонализация в образе Идеального Разумного Эгоиста – Сверхчеловека

Основой Разумного Эгоизма согласно Чернышевскому являются Духовность и Знания, поскольку именно они обеспечивают Чувство Времени и Истории. Именно поэтому, Разумный Эгоизм Покоится на Широте и Основательности Духовных Запросов и Постоянной Тяги к Самообразованию и Самовоспитанию. Разумный Эгоизм, всегда предъявляет Высокие Требования к своему носителю, в отличии от так называемых «маленьких людей», ведь, Ощущая Ритм своего Времени они постоянно, спорят с самой Историей, поскольку для них Главное — Создать свою Вселённую, с собой в Центре Мироздания. Поэтому Сверхчеловек должен, постоянно менять жизненное пространство вокруг себя. Ведь, только это по — настоящему Достойная Цель. А, Умному Человеку, невозможно жить без Высокой Цели, невозможно жить без Вечного Стремления к  Самоусовершенствованию.

А, для этого Нужны Знания Точные и Конкретные, чтобы Понять, где и как, можно приложить свои Силы, чтобы Сделать Мир Лучше, Интереснее, Наполненнее. Знания дают Правильный Вектор и Масштаб Устремлений. К тому же Знания, очень помогают, бороться за все хорошее и против всего плохого в собственной жизни. И потому, Обладатель Знаний – это всегда Человек далеко не простых и совсем не скромных Устремлений. Это и есть Настоящий Борец за Реальную Власть, и попробуй, пойди ему поперёк. В общем как сказал спустя 20 лет, после Чернышевского, по этому поводу Ницше: «Их Познание Мира — Творчество, их Воля к Истине — Воля к Власти».

И потому, Разумный Эгоизм всегда покоится на Знании, на Умении Сопоставлять Факты, Делать Логические Выводы и на основе этого выбирать себе линию поведения. Только Знания обеспечивают Представления о Собственном Всесилии. Раз ты, зная закономерности Развития, способен перешагнуть через то, чему другие поклоняются, значит, ты Силён и Бесстрашен, а Сила и Бесстрашие всегда вызывают Уважение и Самоуважение. В результате ты сам себя начинаешь ощущать Богом. Кроме этого по настоящему Знающий Человек не только знает свое дело, свою специальность, но и широко и объемно понимает те Цели, которые стоят перед тем обществом, в котором он находится и умеет этим Целям служить. Поэтому он всегда Человек Культурный, Масштабно Мыслящий, Человек Действующий.

О том, что Культ Знания – это Главная Основа для Разумного Эгоизма Сверхчеловека, Н. Г. Чернышевский, филигранно владея словом и наполняя значимым смыслом каждое предложение в своих произведениях, писал следующее: «Сам по себе Человек, очень слаб и всю свою силу он получает только от знания действительной жизни и умения пользоваться силами неразумной природы, а так же врожденными качествами человеческой натуры. Так же действуя сообразно законам природы и своей души, Человек может изменять те явления действительности, которые несообразны его стремлениям и таким образом достигать очень значительных успехов в деле улучшения своей жизни и исполнения своих желаний». (Н. Г. Чернышевский «Очерки гоголевского периода русской литературы. Статья 7 – я»)

И, потому, этот Культ Знаний, даёт возможность Разумному Эгоисту Достигать Завидного Совершенства во всём в чём Специализируется.

А Знания нужны Сверхчеловеку, потому что, Смысл Жизни, для него, заключается в том, чтобы Познать и Понять Жизнь. То есть Познать и Понять, все её Главные Законы и Закономерности. И, затем, Познав и Поняв Жизнь, начать её менять в Разумную и Лучшую Сторону, опираясь на свои ранее полученные Знания о ней.

По мысли Чернышевского человек, который исходит в своих действиях не из абстрактных и чуждых ему идей, а руководствуется собственными интересами – эгоист: «При внимательном исследовании побуждений, руководящих людьми, оказывается, что все дела, хорошие и дурные, благородные и низкие, геройские и малодушные, происходят во всех людях из одного источника: человек поступает так, как приятнее ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды для получения большей выгоды. Конечно этою одинаковостью причины, из которой происходят дурные и хорошие дела, вовсе не уменьшается разница между ними». (Н. Г. Чернышевский Сочинения в двух томах – М.: «Мысль», 1984.– т. 2. — с. 218.)

Свою мораль, свой Разумный Эгоизм Чернышевский решительно противопоставлял буржуазно — мещанскому эгоизму. По данному поводу, А. В. Луначарский писал следующее: «Чернышевский рассуждает приблизительно так: новый человек, революционный демократ и социалист, разумный человек, совершенно свободен. Он не признает над собой никакого бога, никакого долга. Поступает он исключительно из эгоистических соображений, то есть он сам себе верховный трибунал. Если он пойдет на величайший риск и даже разрушение своей жизни ради будущего своего народа, то он все-таки поступит при этом как эгоист, то есть скажет себе: «Я поступаю так, потому этого требует лучшее во мне: если бы я поступил иначе, то это лучшее во мне было бы оскорблено, болело бы, грызло бы меня, я не чувствовал бы себя достойным себя самого. Зато я не требую никакой благодарности по отношению к себе, не корчу из себя святого подвижника или героя. Я сделал это потому, что всякий другой поступок причинил бы мне страдания, а этот причиняет мне радость – даже если разрушает мне жизнь». (А. В. Луначарский Статьи о литературе в двух томах. – М.: «Художественная литература», 1988. – с. 247 — 248.)

По поводу, этой мысли А. В. Луначарского, можно дополнительно отметить, что в своей жизни, Чернышевский, как и созданный им в качестве литературного героя Рахметов, был совершенно независим. И потому, его мысль была свободна. Он сам творил свою жизнь, сообразно своим представлениям о том, что стоит делать, а чего не стоит. И на этой основе Формировал Умы и Вёл Людей к Знаниям. Он был Пытливый Ум, ставящий перед собой сложные задачи и решающий их для своей и общей пользы, поэтому он так часто был близок к цели. Человек — Манифест. Не созерцатель, а Деятель. Воплощения Прогресса и Поступательного Движения.

Чернышевский, отвечая на вопрос, чем обусловлены наши поступки, почему одни поступки, считаются нравственными, а другие нет, отмечал, что теми или другими они становятся благодаря условиям жизни. Организация общества повинна в том, что личные и общественные интересы не согласуются между собой и человек, стремящийся к личному счастью, неизбежно входит в противоречия с интересами других людей. Только созданием человеку нормальных условий жизни, уничтожающих унижающие и уродующие его обстоятельства, тогда умственные качества, нравственность станут качествами доступными всем. В этих условиях действия людей по удовлетворению своих потребностей не будут направлены против других личностей и общества. И в результате личные качества небольших групп «Новых Людей», которых Чернышевский назвал «Разумными Эгоистами», в результате станут достоянием широких масс. Таким образом, Чернышевский через свою этику проводит мысль о необходимости революции и последующих социалистических преобразований для достижения обществом подобного нормального состояния.

Но до того, как последуют социалистические преобразования в обществе представление Разумного Эгоиста об окружающем его буржуазном мире состоит в том, что девяносто процентов людей в нём, безотносительно пола, возраста и прочего – мерзавцы и идиоты. Простые и совершенно неразумные люди, без высокого в душе, у которых главное — это пить, жрать да совокупляться. Говорящие обезьяны, не больше. И потому, они не умеют понимать действительность, а только умеют проявлять эмоции. У них постоянные хаотические метания мыслей и в результате единственные упражнения, которые им доступны, это только те которые не требуют никаких усилий мозга. В результате, такого своего состояния Человечество представляется Сверхчеловеку жалким сбродом. Тем более, что с таким представлением гораздо легче жить и самое главное действовать, когда видишь перед собой только людей, недостойных сочувствия. И поэтому, лучше одному, чем с кем попало! Если, конечно, ты Цельная Личность, Способна на Героические Свершения. И, потому, никакой меланхолии во взгляде. Впереди должен быть только Безжалостный Рационализм.

Да, с одной стороны приятно быть над толпой. А с другой стороны – вроде, как и с некоторой гнильцой, приятность эта. Поэтому Умный Человек, старается быть не над толпой, а в стороне от нее даже если из – за этого ему придётся готовиться к суровым испытаниям. Для него – это Осознанный Акт Борьбы. Великие Испытания, но и Великое Предначертание! Вот, где, она, Правда Жизни! Вот, где настоящее занятие для мужчин, способных вовремя, принимать Самостоятельные, Взвешенные и, как правило, Непростые Решения, а не ждать неизвестно чего.

Разумного Эгоиста, по мнению Чернышевского, среди прочего отличают, Природный Интеллект, Пытливый Ум,  Высокая Культуры Духовных Запросов. Настойчивость, Воля Развитого Человека, которые обеспечивают ему Последовательность Нравственных Убеждений и Постоянную Верность им. Он — Человек Стойких  Убеждений и Воли. Поскольку у Разумного Эгоиста всегда Строгая Дисциплина Нравов, необходимых для Человека, всерьез решившего подготовиться к суровым испытаниям. И потому он — Очень Хладнокровный и Расчетливый Человек, который всегда в курсе и в теме. Поскольку ему Думать много приходится, и Задач разных Решать. Тяжелая работа без отлыниваний — вот залог успеха. И потому, есть в нем какая — то Внутренняя Сила и Убежденность, позволяющая Искать Правду и бить морды виноватым. Вот так Закалялась Сталь.

Разумный Эгоист, всегда Последовательно и Бесстрашно Отстаивает свои Естественные Права, не только как индивидуума, но и как члена общества, права общества в целом, поскольку общество состоит из этих отдельных индивидуумов, поскольку понимает стремления каждого в отдельности и всего общества в целом. И потому, он ни от кого не требует к себе особого внимания или тем более рабской преданности. Это, не в его характере, Развитого Человека. – Человека Пытливого Ума, Настойчивости и Воли.

Понять Суть и Проявить Сущность и потому Размышления и Глубокий Анализ, Напряженная Работа Мысли и всегда Серьезный Подход к Делу. Потому по — настоящему Умный Человек, всегда лишён каких – либо животных страстей, лишён именно потому, что он Умный, потому что, он всячески старается жить, так как подсказывает ему Разум и Логика, а не вера, чувства и эмоции. Так сказать, Проверяя Воображение Рассудком. Поэтому, только Знания, а не Вера. Ведь Вера — это не та категория, которой стоит оперировать в Практической Жизни. Главная Доблесть Гражданина — это неверие никому, кроме своей головы, своих глаз и ушей. Смотри, думай, оценивай.

Поэтому, Мир Разумного Эгоизма населён Настоящими Мужчинами, прошедшими, каждый свою Персональную Школу Жизни. Люди Духовно Развитые, у которых Бог – Познание и Переделка Мира, исходя из Совести и Разума. И, они служат, этому Богу Истово и Верно. И, никогда не откажутся от этого Бога. У них, всегда свои резоны и своя, правда. И, потому, они не плохие, и не хорошие. И потому, они не могут нравиться, практически никому, кроме таких же как они. Эти люди могут быть очень опасным. И, потому, не дай бог никому стать их врагом. Они, всегда, верят в свою исключительность, и прежде всего потому что, эта вера заставляет их работать над собой, работать над Переводом своих Желаний в Осуществленную Действительность.

Поэтому, они, ни во что кроме Своей Воли не верят. Суровые Испытания сделали их Холодными и  Невозмутимыми, обладающим в нужной степени Рациональным Типом Сознания, Эрудицией и Независимостью в Суждениях, а так же Самообладанием и Дисциплиной. И потому, они, вообще не склонны к внешнему проявлению своих чувств и уж тем более к афишированию их внутреннего разлада, то бишь рефлексии. Они не ощущают бога над головой, но зато имеют свой Кодекс Самодисциплины, который заменяет им бога. И только способность следовать этому Кодексу, Верша свою Железную Волю, в этом богом оставленном мире даёт им Смысл Жизни и составляет для них Высший Смысл Бытия.

Сверхчеловек, для которого не существует пределов, в его глазах горит Азарт Свободы, плещется Безбрежье Идей и Путей Решений. Надо же кому — то начинать, значит, начнёт он. Ведь, должен же кто — нибудь наконец начать! И потому, он Резок и готов на Свершения. В своей Жажде Суровой Справедливости, он Дерзко и Независимо идёт по Жизни, Неумолимой Поступью Прогресса, Меняя Мир прямо на глазах, безжалостно сокрушая все прежде общепринятые установления и вековые привычки, взгляды и идеалы, дабы взять на себя почетную роль Демиурга и начать Творить Миры.

У него всегда есть настоящая жажда стать Первым и Лучшим. Железная Мотивация, непробиваемая. Постановка Рекорда и Пьедестал. И потому, Герой Переделывает Эпоху под свои Интересы. То есть, диктовать, фильтровать, покорять огнем, мечом и веским словом. Такая вот Тяжелая Работа без отлынивания. Ведь, Я — Творец! Я — Бог! Я есть Альфа и Омега! Я — Точка Отсчёта! Я — Тот Кто Знает! И, в этом есть наша Великая Сила и Тайна! Вот она Победа Разума!. В общем, я — Человек Правильный и Дельный, из числа тех, кто Имеет Право Прокладывать Путь и Попирать Устои. Ведь, иначе, какой Прогресс, какое Нравственное Совершенствование?!

Поэтому, по его мнению, только Прямые Пути ведут к Несомненным Победам, ведь самый короткий путь между двумя точками – это Прямая Линия. И потому, плевать, если логикой суждено провести эту Прямую Линию через красивую рощу, через построенный с любовью дом, через смешной старинный обычай и так далее и.тому подобное. И потому, именно так, Вершат свою Железную Волю, Творчески Одарённые Люди, те, кто изнемогает под тяжким бременем добровольно взятой на себя Ответственности. Вот такой, очень жёсткий взгляд на мир, в век реализма и социального неравенства.

Сверхчеловек с Высоты своей Высокой Одухотворенности, постоянно жаждет Менять Жизненное Пространство вокруг себя. Ведь, только это по — настоящему Достойная Цель. Дабы на руинах старой эпохи построить крепкий, надежный фундамент нового мира. Поэтому, надо пробовать и искать, а не плыть по руслу бревном. Смелей надо. И отверзнется. И, тогда, Целеустремленность и Холодный Расчёт, позволит быстро устранить прежний беспорядок и очистить пространство для новой жизни.

Однако, при всей своей Прямолинейности, Сверхчеловек, отнюдь не упёртый фанатик, поскольку Диалектический и Исторический Материализм плюс Рациональное Мышление, всегда помогают Адекватно Воспринимать Реальность и потому у него всё во имя Целесообразности, благодаря чему, он умеет подчинять любые чувства Голосу Рассудка, и поэтому, если будет нужно, то он спокойно откажется от своей прежней прямолинейности и пойдёт кривым путём, по принципу сформулированному в одном смешном детском фильме: «Нормальные Герои, всегда идут в обход».

У Сверхчеловека, всегда есть Идея и План. Он, всегда знает, что и как нужно Делать, имеет План и представляет Возможности. Постоянно Исследует Жизнь для того что бы ты её заставлял, а не она тебя. А то ведь Жизнь — штука такая, если заставит, то мало не покажется. Короче, мыслей было много, а дел еще больше.

Сверх человек — Личность Неимоверно Талантливая и  в проявлениях присущего ей Таланта Многогранная и Разносторонняя. Ощущая Ритм своего Времени, постоянно Спорит с самой Историей. Обладая Разумом Непостижимой Силы, он ничего не боятся и Здорово Соображает и Всегда Видит свою Цель – Эпоху Реализма и Социального Равенства. И сделает все от него зависящее, чтобы этой цели достигнуть. Даже если придется идти по головам. Ведь, как можно пренебречь такой задачей? И от того они Суровые, Волевые, Решительные, Творчески Одарённые Люди, Прирожденные Лидеры и Двигатели Прогресса. Могучие Интеллектуалы с Уверенным Взглядом и повадками матёрого хищника. Способны Ставить Цели и Достигать их. Невозмутимость и способность сохранять спокойствие в самых критических ситуациях. Быстро Принимают Решения и Бесстрашно Доводят их до конца. Доводят до конца всё что задумали. И потому, в их взгляде никогда нет ни покорности судьбе, ни растерянности. Даже, когда ситуация кажется безвыходной и безнадёжной, Решительный и при этом Умный Человек, сумеет превозмочь любые сложности, особенно если не боится испачкать рук, тем более, если имеет место быть Грандиозность Замысла и Неординарность Обстановки.

И потому, Он Всегда Выше Всего, Всегда и Неизменно. По факту. Потому что, он чётко знает, что для успеха его Дела нужна Направленная Воля и Желание Действовать, Ментально Пробивать Стержневой Поток Истории, Смело Вторгаться в Дела Истории и Пытаться Диктовать ей Свою Волю. Добиваться Победы Человеческой Воли над сопротивлением природных и человеческих стихий.

Разумный Эгоист – это, прежде всего Системный Человек, который любит Чёткость и Ясность во всем. Но при этом умеет взглянуть на мир под необычным углом, и что более важно, умеет извлечь из всякой ситуации свою выгоду. Он, благодаря своим Знаниям Окружающего его Мира, Быстро, Четко, Грамотно, и Правильно, усваивает Суть Событий, вникает в любую вставшую перед ним задачу, благодаря тому, что умеет тратить гораздо больше времени, чем обычные люди на так необходимые ему Абстрактные Размышления и Логические Конструирования, на Логику и Видение Жизни.

Благодаря своей Способности к Абстрактным Размышлениям Системный Человек получает навыки конструирования моделей познания на стыках известных профессий и областей. И потому, Разумно и Творчески Изыскивает Способы Достижения Нужного Результата, отметая при этом все предрассудки.

Человек умеющий Системно Мыслить, отличается от других людей тем, что если он вначале не знает, как что — то устроено и работает, то он быстро понимает, как сделать так, чтобы, всё это узнать. Поскольку Человек с Системным Образованием и Системным Мышлением, всегда способен понять, что если перед ним незнакомый ему прибор или механизм, то у этого прибора или механизма, где – то должна быть инструкция, которую ему для начала нужно прочитать. Отточенный Ум, привыкший к перебору вариантов, дабы отыскать наиболее оптимальный. К тому же свежий взгляд, на окружающий мир, полный реализма и конкретики, всегда позволяет видеть проблему в целом, в балансе и увязках. И, это в значительной степени всё упрощает.

Разумный Эгоист – это Самоуглублённый, Сдержанный, Скупой на слова Человек. Весьма Образован и Отличается Нетривиальностью Мышления, на основе Цельности и Гармонии Мировосприятия. Благодаря этому, он, отличается от обычного пусть даже и умного человека Способностью к Последовательному Погружению в Глубину Предмета, а не бесполезным копанием в собственных переживаниях. Никогда не желает сам себя обманывать, пытаясь раздувать о себе мнимую значимость. Чётко знает, что любое начатое дело, надо доводить до конца. Доводить, до конца просто для самоуважения. Поэтому он среди прочего, Безжалостно Требователен к Себе и Своей Работе, всегда находится в Атмосфере Большой и Многосторонней Деятельности. В общем, очень Правильный Человек.

Разумный Эгоист — Ярко Выраженная Личность, От, чего например, постоянно читает Трудные Книги, дабы успешнее Прикидывать Вероятности и Смыслы, хотя и Любит Ясность и Простоту.

Он Кристально, и порой для посторонних даже Пугающе Здоров Рассудком.

Крайне самолюбив, безгранично честолюбив, резок, энергичен, готов на все и пойдет очень далеко, если обстоятельства благоприятствуют.

Поэтому, он, ничего не испугается и не от чего не придёт в смущение. Он всегда Образец Спокойствия и Ровности Духа. И от того порой Жесток и Беспощаден в методах, но при этом всегда точно знает, чего он хочет. Это от того, что он отличается от остальной человеческой массы Холодным Аналитическим Умом, Умение Чётко и Мыслить. И потому, он представляет собой Далеко Видящую Личность, для которой любое Новое Дело сразу же представляется в его реальном виде.

Воплощением идей Н. Г. Чернышевского о Разумном Эгоизме и Разумном Эгоисте – Сверхчеловеке, как его носителе, стал его роман «Что делать?», который был написан в период декабря 1862 — апреля 1863 года, во время заключения в Петропавловской крепости. Был написан отчасти в ответ на произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети» (1860 – 1861 годы) и изображённый им образ нигилиста Базарова, который Чернышевский признал либеральной карикатурой на образ революционера и потому  посчитал необходимым дать своё представление об образе Истинного Революционера.

В противовес образу Базарова как либеральной карикатуре Тургенева на образ Истинного Революционера, стал у Чернышевского в романе «Что делать?» образ Рахметова, как Истинного Революционера, Разумного Эгоиста и Сверхчеловека.

Создание образ Рахметова, стало созданием со стороны Чернышевским новой Нравственно – Политической Доктрины Русского Коммунизма.

И так, на вопрос «Что делать?», заключённый в названии его романа, Чернышевский, ответил образом другого главного героя романа — образом Рахметова: «Вот настоящий мужчина, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следующие за его пути, потому что это и есть единственный для вас путь, который может привести к желаемой цели. Нелегкий путь, по которому он идет, но он богат для него всевозможными радостями, недоступными обычным людям».

Поэтому, главная тема романа «Что делать?» — это не в изображении любви и новых семейных отношений «обыкновенных порядочных людей», а в прославлении всей необузданной революционной энергии и подвига необычного человека — Рахметова. Натура кипучая, живая, страстная, Рахметов, тем не менее в отличии от  «обыкновенных порядочных людей», отказывается от любви, от жизненных удовольствий. Именно с образом Рахметова напрямую связано название романа «Что делать?».

К сожалению, надо отметить, что сам Чернышевский, так и не ввел в оборот, само понятие «Сверхчеловек». В его романе это понятие определяется словосочетаниями: «Особенный человек», «Высшая натура», «Особенные люди», «Люди особой породы».

Интересно, что имя и отчество Рахметова в романе «Что делать?», так и не названо.  Однако известно, другое, а именно то, что при создании образа Рахметова, Н. Г. Чернышевский воспользовался отдельными чертами характера молодого помещика — владельца деревни Изнаир Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне Екатериновского района Саратовской области) Павла Александровича Бахметева, которого Чернышевский очень хорошо знал с момента начала его учёбы в гимназии города Саратова. В апреле — мае 1851, в последние два месяца учёбы Бахметева в Саратовской гимназии, его преподавателем словесности был Н. Г. Чернышевский, он же принимал у Бахметева и его товарищей выпускные экзамены, а затем 11 июня 1851, подписал их аттестаты о получении гимназического образования вместе с другими преподавателями этой гимназии. В дальнейшем, в 1857 году, Бахметев продал свою деревню и вырученные от продажи деньги передал различным революционным организациям на ведение революционной пропаганды. (Статья Н. Я Эйдельман «Павел Александрович Бахметев — одна из загадок русского революционного движения)» в сборнике «Революционная ситуация в России в 1859 -1861 годах» — М.: Наука, 1965. т. 4 — с. 387 — 398.)

В завершение можно отметить, что если попытаться выразить в нескольких строках позитивный образ Разумного Эгоиста, в лице Рахметова то для этого лучше всего подойдут вот эти строки Омара Хайяма: «Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: ты лучше голодай, чем, что попало есть и лучше будь один, чем вместе, с кем попало!»

Глава 2. Образ Рахметова – Образ Русского Сверхчеловека

Создавая в виде образа русского профессионального революционера – образ русского сверхчеловека коммунистического будущего всей планеты, Чернышевский, очень сильно опередил свое время. Но, как говорил по данному поводу его учитель В. Г. Белинский: «Каждое новое поколение должно стремиться переустроить мир!».

Будучи, первым в мире, создателем образа Сверхчеловека, показав характерные свойства людей этого типа, Чернышевский, так же сумел дать ему определение и показать характерные черты с максимально возможной для его времени полнотой:: «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли».

Созданный Н. Г. Чернышевским, образ Русского Разумного Эгоиста, Революционера  — Сверхчеловека, представляет собой так же и образ Идеального Коммуниста – Коммуниста Практикующего, а не только теоретизирующего. Его Честолюбие, всегда равно его Дарованию. Постоянная Внутренняя Убежденность, что отказаться от Риска – отказаться от Творчества. Ведь ему нужно — Развитие. Да, Развитие и Свобода. Но, Жизнь при этом должна быть подвижническая, а не мученическая. Дабы были возможны Утончённые Теории и Смелые Эксперименты. Самоотверженный Поиск Истины и Борьба с мракобесием. А, иначе, как же Прогресс, как же Нравственное Совершенствование?!

В образе Рахметова, как Разумном Эгоисте и Сверхчеловеке автор романа «Что делать?», во — первых, показывает процесс становления революционера, расчленяя жизненный путь Рахметова на три стадии: теоретическая подготовка, практическое приобщение к жизни народа и переход к профессиональной революционной деятельности.

На всех этапах своей жизни Рахметов действует с полной самоотдачей, с абсолютным напряжением духовных и физических сил, дабы Постоянно Расти над собой. И потому, он проходит поистине богатырскую закалку, как в умственных занятиях, так и в практической жизни, где в течение нескольких лет исполняет тяжелую физическую работу, закаляет себя физической работой, ведет самый суровый образ жизни. Он наблюдает жизнь людей не со стороны, он сам работает пахарем, плотником, бурлаком. В тяжёлой и опасной работе Рахметов находит удовлетворение своей пламенной любви к народу. Не лёгок путь, по которому он идёт, но не скуден, а богат радостями и счастьем этот путь.

В своём романе, Чернышевский, сознательно преувеличивает спартанские, аскетические начала в поведении своего главного героя, дабы подчеркнуть, что – это, человек идеи в самом высоком смысле этого слова. Мечта о революции для этого человека «особой породы» была руководством к действию и ориентиром всей его личной жизни. Поэтому, в романе Рахметов является рыцарем без страха и упрека, с Непреклонной Волей к Борьбе, с нравственными идеалами, благородством человека, который выкован из стали. Но, при этом «человек, очень, замечательной, глубокой учености». Таких людей, как он, очень немного, по этому поводу сам Чернышевский, писал следующее: «Я встретил, до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе и двух женщин)».

Почему так мало, а потому, что нелегок путь, по которому идет Рахметов и подобные ему, но этот путь богат и определёнными радостями. Как говорил об этом Чернышевский: «Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».

Понимая то, что сила вождя революции зависит от близости к народу, Рахметов создал себе лучшие условия для личного изучения жизни трудящихся. Для этого он пешком исходил всю Россию, был пильщиков, дровосек, каменщики, вместе с бурлаками тянул баржи по Волге, а также спал на гвоздях и отказывался от хорошей пищи, хотя и мог себе, это позволить. Он заранее закаляет свою волю и тело, приучает себя переносить физические страдания, отказывается от всякой роскоши, ведёт жизнь аскета.

Однако рахметовский аскетизм, нельзя путать с так называемой «жертвенностью» или простым житейским самоограничением. Он принадлежит к той породе людей, для которых великое общее дело исторического масштаба и значимости стало высшей потребностью, высшим смыслом существования. В отказе Рахметова от любви не чувствуется никакого признака сожаления, ибо рахметовский «разумный эгоизм», намного масштабнее и полнее обычного эгоизма обычных людей. «Нет, нужно личное дело, необходимое дело, от которого зависела бы собственная жизнь, которое было бы важнее всех моих увлечений страстью. Как отмечает по этому поводу автор: «У него, дел была бездна, и все дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было, это все знали»

Рахметов — Личность Неимоверно Талантливая и  в проявлениях Присущего ей Таланта является Многогранной и Разносторонней. Постоянно, совершенствует свой интеллект, расширяет объём знаний, но при этом читает далеко не всё. Поскольку он — Человек Целеустремленный и Мыслящий, и потому не собирающийся тратить своё время на всякие глупости, поскольку Рационалист и смотрит только на голую функцию, типа всё во имя целесообразности, ведь — это всё в значительной степени упрощает.

Чернышевский писал об этом, следующее: «Читает Рахметов только «самобытные» сочинения, и это потому, что, по его мнению, «по каждому предмету капитальных сочинений очень немного; во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что всё гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение — только напрасная трата времени».

Понимая, что сила вождя — в его знании жизни и людей, близости к народу, Рахметов пристально изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил он всю Россию, был дровосеком, пильщиком, каменотёсом, вместе с бурлаками тянул лямку на Волге. Благодаря полученному знанию жизни, отличается редкой наблюдательностью и умением определять скрытые мотивы человеческих поступков.

В повседневной жизни Рахметов, отличается редкой трудоспособностью: «Он успевал делать страшно много, потому что и в распоряжении временем положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как и в материальных вещах. Ни четверти часа в месяц не пропадало у него на развлечение, отдыха ему не было нужно». Рахметов успевает за день сделать чрезвычайно много, так как умеет рационально распоряжаться временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на проведение второстепенных дел. Занятия его разнообразны, и смена их является для Рахметова отдыхом.

Обладая Разумом Непостижимой Силы, всегда Держится Уверенно и Независимо. Он, кажется человеком суровым и угрюмым. Да, Рахметов не только суровый человек, но и по словам Чернышевского: «неразговорчив», «феноменально груб», «страшно резок», чаще выглядит «мрачным чудовищем». Но ему нельзя отказать в известном благородстве, а также способности чувствовать. Под его грубой, а иногда и откровенно неприятной личиной, скрывается, в сущности, хороший человек. Сам он об этом говорил так: «Видишь невесёлые вещи, как же тут не будешь мрачным чудовищем». Но суровость его только внешняя: «При всей своей феноменальной грубости он был, в сущности, очень деликатен», — замечает Чернышевский. «Какой это нежный и добрый человек», — думает о нём другой перснаж романа «Что делать?» — Вера Павловна Розальская.

Рахметов, вовсе не фанатик и тем более не циник, как это не раз это пытались представить многочисленные идеологические враги Чернышевского и прежде всего Достоевский. Фанатизм по своей природе слеп и потому фанатика не сложно одурачить. Фанатик, всегда предельно напряжен – значит, надо только найти у него критическую точку, и тогда он сломается от легкого удара. Так что, Рахметов – не фанатик, он —  Идеалист. А Идеалиста победить невозможно. Его можно только убить.

На примере Рахметова автор показывает, что основа морали сверхчеловека по Чернышевскому  принцип «разумного эгоизма». Раскрывая понятия «разумного эгоизма» и «разумного эгоиста», Чернышевский писал следующее: «При внимательном исследовании побуждений, руководящих людьми, оказывается, что все деле, хорошие и плохие, благородные или низкие, геройские или малодушные, происходят во всех людях из одного источника: человек поступает так, как приятнее ему поступать, руководствуется расчётом, велящим отказываться от меньшей выгоды для получения выгоды большей. Конечно, этой одинаковостью причины, из которой происходят дурные и хорошие дела, вовсе не уменьшается разница между ними».

А вот как объяснял отличие «разумного эгоизма» Чернышевского от обычного эгоизма А. В. Луначарский: «Чернышевский рассуждал приблизительно так: новый человек, революционный демократ и социалист – разумный человек и совершенно свободен. Он не признаёт над собой бога и долга. Он сам себе верховный трибунал. Если он пойдёт на величайший риск и даже гибель ради будущего своего народа, то он при этом всё — таки поступает как эгоист, говоря: «Я не корчу из себя святого подвижника или героя. Я сделал это потому, что всякий другой поступок причинил бы мне страдания, а этот причиняет мне радость, даже если при этом разрушает жизнь»».

А, вот, как похоже, об этом же писал спустя 20 лет Ницше: «Любовь к ближнему, жизнь для других и другого может быть охранительной мерой для сохранения самой твёрдой любви к себе. Это исключительный случай, когда я против своих правил и убеждений становлюсь на сторону «бескорыстных инстинктов»: они служат здесь эгоизму и воспитанию своего «Я»».

Глава 3.  Реакция на созданный Н. Г. Чернышевским образ «Разумного Эгоиста – Сверхчеловека» в отечественной и западной литературе

Часть 1. Литературно – политическая борьба Ф. М. Достоевского против романа «Что делать» и его главного героя Рахметова

Созданный Чернышевским в лице Рахметова, образ Истинного Революционера, сразу же вызвал необычайно яростную реакцию со стороны Ф. М. Достоевского, который этот персонаж возненавидел даже больше чем его создателя. В ответ и в противовес Чернышевскому и его литературному герою Рахметову, вскоре после выхода в свет романа «Что делать?», Достоевский написал и издал сразу целую серию литературных произведений.

Первым из них стала  повесть «Записки из подполья», изданная в Петербурге, в 1864 году, то есть спустя год после выхода в свет романа «Что делать?». Карикатуру на Рахметова здесь представляет главный герой этой повести, в характер которого Достоевский так же вложил и карикатурно искажённые им некоторые черты характера и образа жизни Н. А. Добролюбова, являвшегося в 1856 – 1861 годах, вплоть до своей смерти, соратником Н. Г. Чернышевского.

Спустя два года после публикации «Записок из подполья», появляется роман «Преступление и наказание», над которым Достоевский работал в 1865 — 1866 годах и  который впервые был опубликован в 1866 году, в Москве, в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6 — 8, 11, 12).

В «Преступлении и наказании», карикатурой на Рахметова стал главный герой этого романа Раскольников, одержимый наполеоновскими комплексами и с его хрестоматийной фразой «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Следующим литературным произведением Достоевского, посвящённым разоблачению образа Рахметова, стал роман «Бесы» (1871 – 1872). В «Бесах», непосредственной карикатурой на образ Рахметова является образ Петра Верховенского.

И, наконец, завершил эту серию политических и нравственных карикатур на Рахметова, роман «Братья Карамазовы (1879 – 1880) . Это был последний роман Ф. М. Достоевского, который автор писал почти два года. Роман был напечатан частями, в Москве, в журнале «Русский вестник».

Достоевский задумывал, это своё произведение, как первую часть эпического романа «История Великого Грешника». Роман «Братья Карамазовы», был окончен в ноябре 1880 года, и Достоевский умер через два месяца после его публикации. В этом романе карикатурой на Рахметова как Революционера, Разумного Эгоиста и Сверхчеловека, стал образ «Великого Инквизитора».

Можно отметить, что, несмотря на такое чересчур уж большое количество романов – опровержений, написанных Достоевским – целых четыре против одного у Чернышевского, основой отрицательного видения образа Рахметова – Сверхчеловека, со стороны Достоевского стала повесть «Записки из подполья», а точнее всего две строки из текста данной повести: «Миру провалиться или мне вот чаю не пить? Я скажу, что миру провалиться, а чтоб мне всегда чай пить!».

Другой любопытной особенностью романа «Братья Карамазовы», являетсято, что в нём Достоевский даёт и свой рецепт по предотвращению появления в русском народе разного рода Сверхчеловеков: «Широк, слишком широк русский человек, я бы его сузил»

Часть 2. Возможное влияние творчества Чернышевского на Фридриха Ницше и создания им своего образа Сверхчеловека

Запад, и в том числе и Ницше, познакомились с созданной Чернышевским идей Сверхчеловека, не через его произведения, которые до сих пор, спустя полтора века на Западе, практически не известны, а опосредствованно, через уже упомянутые здесь романы Достоевского, которые были направлены на разоблачение идей Чернышевского, и в которых как имя самого Чернышевского, так и имя его героя Рахметова, никогда не упоминались.

Известный германский философ последней трети XIX века Фридрих Ницше «Теорию Сверх человека», изложил в такой своей книге, как «Так говорил Заратустра» написанной в 1883 – 1885 годах, то есть спустя 20 лет после романа Н. Г. Чернышевского «Что делать».

По мнению Ницше: Сверхчеловек — это человек, которому удалось преодолеть дробность своего существования, который вернул себе мир и поднял взор над его горизонтом. Сверхчеловек, по словам Ницше, смысл земли, в нём природа обретает своё онтологическое оправдание. В противоположность ему, «последний человек» представляет вырождение человеческого рода, живёт в полном забвении своей сущности, отдав её на откуп животному пребыванию в комфортных условиях

Помимо создания образа Сверхчеловека, Ницше в своей книге «Так говорит Заратустра», немало места уделил рассмотрению проблем будущего коммунистического общества, хотя сам по своим политическим и философским взглядам коммунистом не был.

В своём рассмотрении западной версии научного коммунизма, созданной Марксом и Энгельсом Ницше в своей книге «Так говорил Заратустра» подверг резкой критике присущие марксистской версии научного коммунизма его потребительско — мещанские черты. Членов марксистской версии коммунистического общества Ницше называл «последними людьми»: «Смотрите! Земля стала маленькой, и по ней скачет последний человек, который всё делает малым. Я показываю вам последнего человека. Род его неистребим, как род земляной блохи. Последний человек живёт дольше всех. «Мы нашли своё счастье», — говорят последние люди и моргают. Они покинули страны, где было холодно жить: ибо им нужна теплота. Они любят соседа и трутся около него, ибо нуждаются в тепле. Быть больным и недоверчивым считается у них грехом: ходят осмотрительно. Дурак — тот, кто ещё спотыкается о камни или о людей! Иногда им нужно немного яду; он вызывает приятные сны. И, в конце концов, много яду для приятной смерти. Ещё они работают, потому что работа – забава. Но заботятся о том, чтобы эта забава их не утомляла. Нет больше бедных и богатых. И то, и другое слишком затруднительно. Кто ещё хочет управлять? Кто ещё повинуется? И то и другое слишком затруднительно. Ни одного пастыря, одно только стадо. Каждый стремится к равенству, все равны: кто чувствует не так, тот добровольно идёт в сумасшедший дом. «Прежде мир был безумным», — говорят лучшие и моргают. Умны и знают, что произошло: поэтому без конца смеются. Ещё происходят ссоры, но вскоре наступает примирение – иначе это вредно желудку. У них есть маленькая забава для дня и маленькая забава для ночи: но они чтят здоровье. «Мы нашли счастье», — говорят последние люди и моргают. Здесь кончилась первая речь Заратустры, которую также называют предисловием: ибо на этом месте он был прерван криком и восторгом толпы. «Дай нам этого последнего человека, о Заратустра!» – так восклицали они – «Преврати нас в этих последних людей! Мы оставляем тебе сверхчеловека!»

При этом сам Ницше отнюдь не был антикоммунистом. Он также считал государство явлением временным и подлежащим исчезновению: «Там, где оканчивается государство, там начинается человек, который не является лишним. Там, где оканчивается государство – там смотрите! Разве вы не видите радугу и мосты, ведущие к сверхчеловеку?».

А вот что писал по поводу такой реакции окружающих на речь Заратустры о коммунистическом обществе («Обществе последних людей») ничего не знавший об этой книге Ницше, Н. Г. Чернышевский: «Коммунистическая теория гораздо проще социалистической. Поэтому неразвитая масса усваивает себе коммунистические стремления гораздо легче, чем социалистические. Но нечего обольщаться этой лёгкостью, с какой овладевают мыслями массы коммунистические идеи. Нравы, обычаи, понятия, нужные для коммунистического быта, чрезвычайно далеки от нынешних людей и при первой же попытке устроить жизнь на коммунистических тенденциях люди находят, что эти тенденции для них непригодны».

Раскрывая понятия «Разумного Эгоизма» и «Разумного Эгоиста», Н. Г. Чернышевский писал следующее: «При внимательном исследовании побуждений, руководящих людьми, оказывается, что все деле, хорошие и плохие, благородные или низкие, геройские или малодушные, происходят во всех людях из одного источника: человек поступает так, как приятнее ему поступать, руководствуется расчётом, велящим отказываться от меньшей выгоды для получения выгоды большей. Конечно, этой одинаковостью причины, из которой происходят дурные и хорошие дела, вовсе не уменьшается разница между ними».

А вот как объяснял отличие «Разумного Эгоизма» Чернышевского от обычного обывательского буржуазного эгоизма А. В. Луначарский: «Чернышевский рассуждал приблизительно так: новый человек, революционный демократ и социалист – разумный человек и совершенно свободен. Он не признаёт над собой Бога и Долга. Он сам себе верховный трибунал. Если он пойдёт на величайший риск и даже гибель ради будущего своего народа, то он при этом всё-таки поступает как эгоист, говоря: «Я не корчу из себя святого подвижника или героя. Я сделал это потому, что всякий другой поступок причинил бы мне страдания, а этот причиняет мне радость, даже если при этом разрушает жизнь».

А вот, как, похоже, писал об этом же и сам Ницше: «Любовь к ближнему, жизнь для других и другого может быть охранительной мерой для сохранения самой твёрдой любви к себе. Это исключительный случай, когда я против своих правил и убеждений становлюсь на сторону «бескорыстных инстинктов», они служат здесь эгоизму и воспитанию своего Я».

Такие вот схожие взгляды двух философов из двух различных стран, ничего не знавших друг о друге.

Однако есть и большое различие между Чернышевским и Ницше, которое заключается в том, что Чернышевский, в отличии от Ницше, не только проповедовал идею «Сверхчеловека», но и по мере своих сил стремился им быть, то показало его поведение вовремя ареста, суда и двадцатилетняя ссылка в Восточную Сибирь.

Что касается описания Фридрихом Ницше в книге «Так говорил Заратустра» коммунистического общества как общества «последних людей», на смену которым придёт «общество сверхчеловеков», то это описание было заимствовано спустя сто лет советскими фантастами Стругацкими в качестве сюжетной основы их романа «Волны гасят ветер», где на смену обычным людям коммунистического общества приходят новые существа «Людены»

Всё, это, конечно, не означает, что Ницше позаимствовал идею Сверхчеловека у Чернышевского, поскольку, не известно о том, что он был знаком с его творчеством. Но это является весьма показательным явлением, когда два мыслителя в разных странах, ничего не зная, друг о друге, приходят к общим взглядам на то или иное явление.

Заключение.

Значение темы Коммунистического Сверх человека – Разумного Эгоиста, для последующего построения коммунизма в масштабах всей нашей планеты, Чернышевский в дальнейшем показал в разделе «Четвёртый сон Веры Павловны» своего романа «Что делать?».

Согласно описанию Чернышевского большинство коммунистических общин средней численностью около двух тысяч человек, располагаются в хрустально – алюминиевых замках, находящихся друг от друга  на расстоянии 10 – 15 – 20 километров. Таким образом, нетрудно подсчитать, что при таком размещении населения на всёй планете Земля проживает, где – то порядка 100 – 120 – 150 миллионов человек.

Одним из главных объяснений подобной малочисленности населения Земли, живущего в условиях коммунизма, является то, что все  они представляют собой либо Разумных Эгоистов – Сверхчеловеков, либо близких к подобному состоянию. В связи с этим и появляется в романе «Что делать?», фигура Рахметова, как прообраз того самого Коммунистического Сверхчеловека из грядущих эпох.

Даная работа была написана в период с 1 по 7 июля 2020 года.