Главная     Архив новостей     Лента RSS     Справка     Админ
О загадках каменных кругов или «колотавров» в Севастополе
Прочитано 1421 раз(а), написано 10.12.2020 в 15:11

Константин  Колонтаев  «О загадках каменных кругов или «колотавров» в Севастополе»

Одной из интересных и до сих пор нераскрытых археологических тайн Севастополя являются находящиеся в его окрестностях каменные круги или как их ещё называют «колотавры. Ещё в конце 20 – начале 21 века, множество каменных колец находилось по всему пространству Гераклейского полуострова в частности от мыса Херсонес до мыса Фиолент.

В основном, эти, сохранившиеся до наших дней каменные кольца находятся возле загородных античных усадьб, хотя сразу видно, что эти колотавры явно древнее данных памятников античности.

В конце 18 века – первой половине 19 века, вскоре после основания Севастополя, когда первые путешественники и ученые стали исследовать его окрестности, их внимание довольно быстро привлекли «каменные круги» или «колотавры». Среди этих исследователей, были академик Пётр Паллас и Фредерик Дюбуа де Монпере и целый ряд других.

«Каменные круги» встречались исследователям по всему Гераклейскому полуострову то по одному, то группами, иногда образуя «поля каменных кругов». Например, при археологических раскопках в районе так называемого «Царского села» в окрестностях мыса Феолент, вблизи турбазы «Каравелла», было раскопано семь каменных колец, в два ряда диаметром около полутора метров, расположенных друг от друга на одинаковом расстоянии. Раскопанные кольца представляют собой монолитные глыбы глубиной залегания около метра.

Эти каменные круги состоят из нескольких обработанных полукруглых секций известняка. Внешний диаметр кругов, от 2 до 3,5 метров, внутренний от 2 до 3 метров. Толщина стен от 40 до 60 см, глубина залегания от 2 до 3 метров.

Можно так же отметить, что аналогичные каменные круги находятся на территории археологического объекта «Нижнеархызское городище» у поселка Нижний Архыз в Республике Карачаево – Черкессия.

В 20 – е годы 20 века обследования, этих кругов проводили, такие известные археологи, как В. П. Бабенчиков, Л. А. Моисеев, И. Н. Бороздин, А. С. Башкиров и ряд других.

Ближе  всех подошел в 20 – е годы 20 века к разгадке сущности каменных кругов в Севастополе, тогдашний директор Херсонесского археологического музея — Лаврентий Алексеевич Моисеев. По его мнению «колотавры» или как он их называл «гераклейские башни» являются памятниками древнейшей цивилизации,  которую он считал родственной Крито – Микенской (Эгейской) археологической культуры (3000 — 1000 годы до н. э.) в Восточном Средиземноморье. Однако Л. А. Моисеев, поняв, что каменные круги, являются фундаментами неких башен и, определив примерное время их существования и цивилизационную принадлежность, так и не сумел понять для чего, они собственно предназначались.

Эту свою идею о каменных кругах в Севастополе Л. А. Моисеев публично высказал в начале 1924 года в зачитанном им на заседании историко — этнографического отдела Научной ассоциации востоковедения, докладе «Проблема доисторического Крыма». Этот доклад Моисеева, побудил Научную ассоциацию востоковедения в сентябре 1924 года снарядить специальную экспедицию для изучения этих археологических памятников.

Всего на территории Севастополя в районе Гераклейского полуострова,  в разное время было обнаружено, около сорока каменных кругов. И после Моисеева официальная археологическая наука, как советская так и постсоветская, так и не дала внятного ответа по поводу назначения данных сооружений.

Исходя из накопленных данных можно с достаточной уверенностью предположить, что находящиеся на территории Гераклейского полуострова Севастополя каменные круги являются фундаментами башен — могильников, которые в бассейне Средиземного моря именуют «Нураг»,  в Юго — Западной Азии и в Закавказье – ««Дахма» (по персидски – «могила»). Так же «Дахмы» в местах их нахождения ещё называют «Башни молчания» или «Башни смерти».

На территории Гераклейского полуострова Севастополя эти башни, а точнее их остатки в виде кольцеобразных фундаментов представляли собой семейные могильники (склепы) предназначенные для захоронения многих поколений той или иной семьи. Фундаменты этих башен не случайно находятся в большинстве своём возле античных усадеб, поскольку античные усадьбы в процессе древнегреческой колонизации территории Гераклейского полуострова возникали на месте развалин замково – усадебных комплексов предшествующей цивилизации, в виде, так называемой кеми – обинской археологической культуры.

Поскольку этот вид материальной культуры древнейшей истории на территории Севастополя не был толком исследован, не говоря уже о том, чтобы осмыслен, то для его характеристики придётся пользоваться аналогами из других территорий.

И так «Башни смерти» они же «Башни молчания» именуемые по персидски «дахма», расположены на территории Армении, Азербайджана, Ирана, Афганистана и Пакистана. Они обычно имеют высоту около 6 метров и сооружаются из кирпича или камня на возвышенностях.

На решётчатых площадках на их вершине выкладываются мёртвые тела, которые затем расклёвывают птицы — падальщики. Освобождённые от плоти кости собираются затем в глубокий колодец в центре башни. В этих колодцах кости продолжают под действием природных осадков и колебаний температуры разрушаться, пока окончательные продукты распада не будут растворены в земле дождевой и талой водой.

Нураг — тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния со второй половины II тысячелетия до н. э. и до VIII столетия до н.э. Вокруг этих башен существовали небольшие деревни, встречаются также нураги и поселения вокруг них, окруженные овальными или четырехугольными стенами из дикого камня с бастионами.

Всего на острове учеными найдено около 7 – 8 тысяч нурагов (различие в количестве связано с постоянными новыми находками, а также с плохим состоянием некоторых из них). По оценкам, когда — то их количество могло достигать 20 — 30 тысяч. В основном нураги встречаются в северо — западной и южной и центральной частях острова.

Наиболее известным является комплекс Су-Нуракси-ди-Барумини, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди других известных нурагов: Сера — Орриос, Альгеро, Тэрральба, Тискали, Макомер, Аббасанта, Орроли, Вилановафорру, Саррок, Ольбия.

Аналогичные нурагической культуры существовали в бронзовом веке на Балеарских островах (талайоты) и на Корсике (торре), а также на острове Пантеллерия (сесиоты).

По сложности своей конструкции сардинские нураги едва ли уступали египетским пирамидам, а по времени создания они лишь немного моложе. Комплекс Лоза – ди -Абассанта в окрестностях города Ористано. Это один из самых древних и самых странных нурагов. Он был построен на большой базальтовой возвышенности во втором тысячелетии до н. э. Этот нураг состоит из трёх башен. Его главная башня в форме конуса достигала 20 метров в высоту (сегодня в ней всего 13 метров) и десяти в диаметре.

Расположенный неподалеку от Кодду — Веккиу и Ли — Лолги комплекс нурагов Ли — Мури, относящийся к более древним временам (3500 — 2700 годы до нашей эры), представляет собой круги из огромных булыжников, поставленных вертикально продолговатых глыб и напоминает уменьшенный в масштабе знаменитый Стоунхендж. Однако в этих кругах, выложенных на земле, чередовании вертикальных и плоских камней, вероятно, заложены какие — то символы, представления о кругах жизни, или же какие — то астрономические знаки. Круглые некрополи, наподобие Ли — Мури, археологи объединили даже в особую археологическую культуру – «культуру кругов Ардзакены».

Можно так же предположить, что от нурагов произошли в дальнейшем европейские средневековые мифы о башнях магов. И, произошли эти легенды отнюдь не случайно, поскольку башни – могильники с накопленными внутри их нагромождением костей играли важную роль в магических обрядах неолитических цивилизаций, поскольку согласно тогдашним представлениям человеческие кости и особенно черепа являются своеобразными аккумуляторами магической энергии, которую именовали «манна». Вот от этой традиции средиземноморских «нурагов» и ближневосточных «дахм» идёт традиция хранения коллекций человеческих костей и черепов («костницы») в католических и православных храмах. У нас в Севастополе такая костница, имеется в Инкерманском пещерном монастыре.

Данная статья была написана 9 – 10 декабря 2020 года.