Главная     Архив новостей     Лента RSS     Справка     Админ
Две основные причины Крымской войны 1853 – 1856 годов
Прочитано 1023 раз(а), написано 18.02.2021 в 10:22

Константин  Колонтаев  «Две основные причины Крымской войны 1853 – 1856 годов»

В октябре 1853 года, началась очередная, девятая по счёту русско – турецкая война. Однако в отличии от всех предыдущих русско – турецких войн, на этот раз на стороне Турции в войну против Российской империи, вступили Англия и Франция, к которым  вскоре присоединилось северо — итальянское королевство, которое в России называли Королевство Сардиния, но которое само себя именовало Королевство Пьемонт.

После этого данная война приобрела практически мировой характер. Боевые действия шли на Тихом океане (город Петропавловск Камчатский), на Севере (Соловецкий монастырь), на Балтике (Кронштадт, Свеаборг, крепость Бомарзунд на Аландских островах, но поскольку основные силы противоборствующих сторон во время этой войны находились в Крыму под Севастополем, война получила название «Крымская».

Причины и ход Крымской войны носили сложный геополитический характер. С одной стороны – это было недовольство в правящих кругах тогдашних великих европейских держав (Англии, Австрии и Франции), усилением позиций Российской империи в Европе после Европейской революции 1848 – 1849 годов, которые потрясли Европу но совершенно не затронули Россию, а с другой боязнь того, что усилившаяся в 1848 – 1849 годах Российская империя уничтожит Турецкую империю и захватив проливы между Чёрным и Средиземным морями создаст угрозу строительству важнейшего международного транспортного морского пути в виде Суэцкого канала.

Как раз за семь лет до начала Крымской войны и за два года до начала Европейской революции 1848 года, в 1846 году образовалось, под покровительством министра иностранных дел Австрийской империи Меттерниха, международное, а точнее европейское общество «Société d’etudes du canal de Suez», ставившее перед собой цель начать строительство Суэцкого канала. В этой европейской корпорации наиболее видными публичными деятелями были инженеры: француз Талабо, англичанин Стефенсон и австриец генуэзского происхождения Негрелли.

Луиджи Негрелли на основании новых, самостоятельных изысканий выработал следующий проект: канал должен был стать «искусственным Босфором» непосредственно соединяющим два моря Средиземное и Красное, а так же достаточным для прохода всех тогдашних наиболее глубоководных судов. Французский дипломат и предприниматель Фердинанд де Лессепс поддержал, в общих чертах, проект Негрелли.

Уже спустя два года после начала Крымской войны, в 1855 году Лессепс получил концессии от Саида — паши, вице — короля Египта, с которым де Лессепс познакомился, будучи французским дипломатом ещё в 30 — х годах 19 века.

Саид — паша одобрил создание компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран. Проектирование канала было поручено известному  французский инженеру и художнику, исследователю Египта — Линан де Бельфону.

В 1855 году, в самый разгар Крымской войны Лессепс добился одобрения предстоящего строительства Суэцкого канала со стороны турецкого султана, но только в 1859 году смог основать в Париже компанию для начала этого строительства. В том же 1859 году началось строительство Суэцкого канала, которое возглавила созданная Лессепсом «Всеобщая компания Суэцкого канала». Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция — 53 % и оставшиеся 3 % приобрели другие страны.

По условиям концессии, акционерам Суэцкого канала полагалось 74 % прибылей, Египту — 15 %, основателям компании — 10 %.

Дата в виде 1855 года, в истории подготовки и принятия решения о строительстве Суэцкого канала была не случайной, поскольку к середине этого года стало ясно, что Российская империя явно проигрывает Крымскую войну.

Данная статья была написана 10 февраля 2021 года.